+7 (831) 439 13 36

+7 (831) 439 13 43

+7 (831) 435 17 67

Нижний Новгород,

площадь М. Горького, д. 4/2, офис 32

Нижний Новгород,

площадь М. Горького, д. 4/2, офис 32

+7 (831) 439 13 36

+7 (831) 439 13 43

+7 (831) 435 17 67

Карта сайта

+7 (831) 439 13 36

+7 (831) 439 13 43

+7 (831) 435 17 67

Нижний Новгород,

площадь М. Горького, д. 4/2, офис 32

В Правительстве Российской Федерации обсудили вопрос реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере строительства и ЖКХ

Главная » Новости » В Правительстве Российской Федерации обсудили вопрос реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере строительства и ЖКХ
13 августа 2019

12 августа 2019 года в Доме Правительства Российской Федерации состоялось совещание у заместителя Руководителя Аппарата Правительства РФ Юрия Любимова по вопросу формирования рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Участие в мероприятии приняли директор Департамента регуляторной политики Правительства РФ Екатерина Салугина-Сороковая, её заместитель Сергей Мигин, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков, ответственный секретарь Комитета РСПП по ЖКХ Наталия Демидова, член Правления «Опоры России», омбудсмен по строительству Дмитрий Котровский, член Генерального совета, заместитель председателя Комитета по строительству Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Дмитрий Панов, председатель Комитета по строительству и производству строительных материалов Ассоциации Европейского Бизнеса (AEB) Виталий Богаченко, президент НОПРИЗ Михаил Посохин, вице-президент СПб ТПП, вице-президент НОСТРОЙ, член Совета НОПРИЗ Антон Мороз, советник Президента Ассоциации «Объединение генеральных подрядчиков в строительстве» Владимир Трофимов, президент координационного совета Ассоциации «Инженерные изыскания в строительстве» Михаил Богданов, руководитель Аналитического центра АО «ДОМ.РФ» Михаил Гольдберг, координатор проектного офиса Аналитического центра при Правительстве РФ Наталья Военкова, менеджер проектов Аналитического центра «Форум» Егор Артеменко и другие.

В своём вступительном слове Юрий Любимов сообщил о том, что данная группа создана на основании решения Правительства России для реализации механизма «регуляторной гильотины» в Минстрое России.

По каждому отдельному ФОИВу принято решение о создании отдельной Рабочей группы, которая будет заниматься нормативными документами только данного ФОИВа. Её работа будет выстроена по принципу двух уровней: участие руководителя общественной профессионально организации с правом принятия решений на основных совещаниях для снятия разногласий от представителей общественных организаций и объединений профессионального характера в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства с самим органом исполнительной власти, и участие экспертов, которые будут готовить и обсуждать предварительные решения по данным направлениям, давать поедложения по реализации механизма.

Работа группы должна касаться только контроля надзорных функций органа исполнительной власти по всем ее направлениям. Принцип «гильотины» содержит в себе отмену всех действующих актов ФОИВа, в части которого она введена с отложенным сроком. Отменённый акт должны перевнести в указанном ведомстве, предварительно согласовав с профсообществом его необходимость, достаточность и правомерность. Согласно системе, все акты должны быть приняты в дальнейшее использование только после согласования с профсообществом.

Также он сообщил, что при заместителе Председателя Правительства Российской Федерации Константине Чуйченко создана комиссия по контрольным и разрешительным функциям, на которых будут проходить снятия разногласий между ФОИВами и внутри ФОИВов с общественными организациями, если таковые будут поступать. При этом подразумеваемся, что изменению подлежат как подзаконные акты ФОИВа, так и частичное регулирование законодательства, созданное в рамках его работы.

Кроме того, участникам было предложено внимательно посмотреть действующую нормативно-правовую базу с целью её «расчистки» на предмет существующих устаревших и действующих без изменений с давних времен или документов, полностью неиспользуемых в работе последние несколько лет. Такие документы необходимо выявить в результате проверки и создать их перечень для быстрого решения их исключению из регулирующего законодательства РФ, при наличии согласия органов исполнительной власти в срок до сентября текущего года.

В обсуждении вопросов создания и функционирования данных групп активное участие в дискуссии приняли Антон Мороз, Михаил Посохин, Михаил Богданов, Андрей Широков, Дмитрий Попов, Дмитрий Котровский и Михаил Гольдберг.

Всеми участниками было отмечено, что строительная отрасль имеет как субъектное, региональное и муниципальное, так и федеральное регулирование. При этом федеральное осуществляется не только ФОИВами, но и Правительством Российской Федерации. Поэтому было принято решение о том, что работа данной группы и её подгрупп будет связана именно с документами федерального уровня, влияющими, в том числе, на региональную систему регулирования отрасли.

После обсуждения было приятно принципиальное решение о том, что принцип «регуляторной гильотины» в части нормативных документов строительного направления малоприменим для Минстроя России, так как Минстрой России из контрольных надзорных функций имеет таковые только в отношении нацобъединений. Эти два акта были разработаны не так давно и дополнительной корректировки не требуют.

Вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз в своем выступлении озвучил системные проблемы проектно-строительной отрасли с точки зрения регулирования нормативно-технической документации, рассказал об имеющихся сложностях создания новой системы нормативно-технических документов и внесения в неё позиций, которые способствовали бы развитию инвестиционного климата, применению новых строительных экологичных, энергоэффективных материалов и технологий.

Кроме того, он представил обзор имеющихся проблем системы создания и актуализации новых, а также действующих нормативно-технических документов в области строительства отметив, что основной проблемой действующего нормативно-технического регулирования является отсутствие эффективной системы их подготовки, а также устаревание самой системы нормативных документов в строительстве и нормативного акта устанавливающего правила ее разработки и обновления. Это, по его мнению, позволяет создавать в сфере строительства различными ФОИВами, не имеющими прямого отношения к строительству, огромное количество ведомственных нормативов, требующих применения, дублирующих либо противоречащих друг другу, что серьёзно затрудняет проектирование, строительство и инженерные изыскания в стройотрасли, мешает развитию промышленности строительных материалов, созданию и ведению высокотехнологичных отраслевых процессов, а также не стимулирует развитие инновационных технологий в строительстве и фактически не позволяет оперативно работать с нормативно-технической базой с точки зрения актуализации и внесения в неё изменений.

Выступление Антона Мороза было поддержано всеми участниками совещания, которые привели конкретные примеры, указывающие на сложности внесения изменений в данную правовую базу.

Помимо этого, участниками были высказаны предложения о необходимости внесения изменений в саму систему построения этой базы с точки зрения возможной передачи функций регулирования и утверждения обязательных к применению нормативных документов с уровня Правительства Российской Федерации на уровень Минстроя России в случае, если будет принято решение и будет разработана система нормативных документов в строительстве, которая позволит оценить действующую нормативно-техническую базу, привести её в соответствие и устранить противоречия межведомственных нормативов, создать четкую и понятную программу существующей нормативно-технической документации на ближайшие несколько лет, основываясь на имеющихся потребностях и отражающую реальные интересы строительной отрасли.

Такой документ должен быть создан на основании приказа Минстроя России силами профессионального сообщества и, возможно, силами данной комиссии, пройти межведомственное согласование и стать документом, который позволит в дальнейшем всем органам исполнительной власти и заинтересованным лицам вносить в него изменения через единый центр принятия решений Минстроя России при надлежащей аргументации и согласовании с профсообществом. Это сделает невозможным появление задвоенных нормативов, упростит работу внутри системы создания документов и их использования, что позволит тем самым сделать Министерство основным органом исполнительной власти, отвечающим за нормативное регулирование в строительстве. Посыл к такой постановке вопроса содержится в Поручениях Президента России, а также в докладе Минстроя России о необходимости таких решений, представленном на госсовете с участием Владимира Путина.

Создание данного норматива и дальнейшая на его базе работа по пересмотру нормативно-технических документов и созданию новой системы технического регулирования позволит избавиться от таких административных перепонок, как необходимость создания специальных технических условий по большому направлению принимаемых проектных решений, уберёт сдвоенные нормативы, упростит общение с органами Главгосэкспертизы и органами строительного надзора на местах, а также позволит более системно и просто модернизировать строительную нормативную базу и тем самым даст толчок для принятия нормативов, стимулирующих развитие новых, технологичных, энергоэффективных строительных конструкций и производственных решений в дальнейшем.

Данные предложения Антона Мороза активно поддержал Михаил Посохин, также они были поддержаны всеми участниками совещания. Активно в их поддержку выступили Наталия Демидова, Дмитрий Панов, Владимир Трофимов.

Юрий Любимов поручил Антону Морозу подготовить и согласованную с НОПРИЗ в лице Михаила Посохина справку о необходимости данной работы в рамках Рабочей группы с дальнейшем предоставлением для согласования с вице-премьерами Виталием Мутко и Константином Чуйченко. В случае получения положительного решения вице-премьеров внести в перечень работ для данной Рабочей группы это важное для строительной отрасли направления деятельности.

Кроме этого, был принят ещё ряд решений: создать три подгруппы - «Строительство», «Жильё и коммунальное хозяйство», «Реформирование системы нормативных документов в строительстве». В данные группы было принято решение он необходимости выдвижения кандидатов от всех присутствующих общественных объединений, поскольку собравшиеся сочли необходимым участие всех общественных сил в данном процессе, и также обсудили вопрос участия в нём профильного органа исполнительной власти - Минстроя России.

Также было принято решение подготовить и направить в профильный Департамент Правительства Российской Федерации предложения по группам, имеющим отношение к регулированию строительной деятельности, по включению представителей общественных организаций в данные группы для защиты интересов строительного сообщества.

Специалисты Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, которые занимаются разработкой Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года, попросили дополнительно направить в их адрес предложения, связанные с реформированием системы нормативно-технической документации, предложения по созданию системного документа системы нормативно-технической документации в строительстве и необходимости его согласования с ФОИВами, а также вопросы, связанные с проблематиками территориального планирования России и создания системных экономически-обоснованных ДТП, для их учёта и отражения в создаваемой Стратегии.