+7 (831) 439 13 36

+7 (831) 439 13 43

+7 (831) 435 17 67

Нижний Новгород,

площадь М. Горького, д. 4/2, офис 32

Нижний Новгород,

площадь М. Горького, д. 4/2, офис 32

+7 (831) 439 13 36

+7 (831) 439 13 43

+7 (831) 435 17 67

Карта сайта

+7 (831) 439 13 36

+7 (831) 439 13 43

+7 (831) 435 17 67

Нижний Новгород,

площадь М. Горького, д. 4/2, офис 32

В Совете Федерации состоялся круглый стол на тему госзакупок – что общего с обсуждением в НОСТРОЙ и в чём разница?

Главная » Новости » В Совете Федерации состоялся круглый стол на тему госзакупок – что общего с обсуждением в НОСТРОЙ и в чём разница?
5 декабря 2019
Комитет Совета Федерации по экономической политике организовал круглый стол на тему «Совершенствование законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, как инструмента реализации национальных проектов». О том, что обсуждалось на этом мероприятии и насколько темы и решения парламентской встречи оказались близки к аналогичному круглому столу НОСТРОЙ, читайте в материале нашего добровольного столичного эксперта.

***

Вопрос о совершенствовании системы госзаказа же давно является одним из центральных в федеральной повестке. Ведь именно проблема создания механизма гарантий породила 372-ФЗ и всю прошедшую реформу строительного саморегулирования. Судя по всему, результаты пока не слишком устраивают Правительство России. И череда круглых столов, совещаний и новых проектов на тему того, как навести порядок в этой деликатной сфере, – яркое тому подтверждение.
Стоит сравнить, что говорилось на тематических круглых столах в Совете Федераций и в НОСТРОЙ, чтобы понять, что из нынешней политики в отношении строительного комплекса исходит сверху, а что относится исключительно к благим пожеланиям ностроевских функционеров.

Член комитета Совфеда по экономической политике Иван Абрамов на встрече отметил, что сегодня контрактная система в сфере закупок является одним из главных инструментов реализации национальных проектов. Оптимизация контрактной системы в сфере государственных закупок способствует более быстрому достижению целей национальных проектов. «Весной уже принят Федеральный закон, значительно упрощающий систему закупок, однако ряд механизмов все ещё требует их дальнейшей донастройки. Это и автоматизация процедур закупок, и использование электронных магазинов, переход на электронный документооборот при исполнении контракта между заказчиком и поставщиком, внедрение инструмента мониторинга и контроля закупочной деятельности, совершенствование контрольно-надзорной деятельности при отборе поставщиков, создание функционала Единой информационной системы, позволяющего в автоматизированном режиме структурировать и систематизировать, выявлять, предупреждать нарушения в сфере закупок», – сказал сенатор.

О цифровых площадках говорили и в Национальном объединении, отдельно предоставив слово директору по развитию ЗАО «Сбербанк – АСТ» Юлии Обаляевой. А она, с точки зрения практической реализации, рассказала, что система стала удобнее для участников –можно один раз прикрепить документы на ЭТП, и это исключает возможность отклонения по «забывчивости» или технической проблеме. Но при этом говорить о существенной экономии пока не приходится. В этом смысле дигитализация не стала какой-то панацеей. Очевидно, что единую закупочную систему и требования универсальности к электронным площадкам будут развивать и совершенствовать далее.

Вторая важная тема – это дальнейшие корректировки законодательства. На встрече в Совете Федерации заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров, рассказал о совершенствовании законодательства о контрактной системе. По его словам, ведомство готовит законопроект об изменениях в закон о контрактной системе в сфере госзакупок. В течение двух недель документ, как ожидается, будет направлен на согласование в Правительство. Минфин хочет сократить количество способов закупок с одиннадцати до трёх, оставить конкурс, аукцион и запрос котировок. Также предлагается унифицировать требования к заявкам, повысить ценовой порок по запросу котировок до 3-х миллионов рублей и усилить требования к электронному документообороту на всех стадиях закупки, включая исполнение контракта.

Что касается круглого стола в Национальном объединении, то в ходе него в основном речь шла про обобщение и анализ уже имеющейся практики. Новые предложения в сфере нормотворчества если и звучали, то исключительно как реплики из зала и едва ли отражают официальную позицию. Например, это предложение Валерия Мозолевского о развитии института предквалификации на торгах, что позволит СРО также принимать более активное участие в конкурсном процессе. Идея интересная, но довольно противоречивая, несущая очень серьёзные коррупционные риски. Пока официальный НОСТРОЙ её никак не поддерживает, а Минстрой если и будет вводить обязательные предквалификации, то едва ли отдаст их на откуп СРО.

Остаётся добавить, что в настоящее время Минфин отложил внесение в Госдуму осеннего оптимизационного пакета поправок к закону о госзакупках. Наряду с обещанным сокращением способов закупок и введением универсальной предквалификации для поставщиков и жалобщиков ведомство допускает введение для банков ответственности за нарушения при работе с госзаказом. Однако по этому вопросу пока не известна позиция Центробанка. Также остаётся в подвешенном состоянии вопрос об электронных магазинах для недорогих госзакупок – Минфин предлагает передать их регулирование в регионы, а ФАС настаивает на централизации как принципов их организации, так и контроля. По оценкам экспертов, в Госдуму документ должен поступить не ранее февраля 2020 года.