+7 (831) 439 13 36

+7 (831) 439 13 43

+7 (831) 435 17 67

Нижний Новгород,

площадь М. Горького, д. 4/2, офис 32

Нижний Новгород,

площадь М. Горького, д. 4/2, офис 32

+7 (831) 439 13 36

+7 (831) 439 13 43

+7 (831) 435 17 67

Карта сайта

+7 (831) 439 13 36

+7 (831) 439 13 43

+7 (831) 435 17 67

Нижний Новгород,

площадь М. Горького, д. 4/2, офис 32

Грядёт ли новая реформа строительного саморегулирования от МЭРа и на каких принципах она будет строиться? Отвечал Савва Шипов

Главная » Новости » Грядёт ли новая реформа строительного саморегулирования от МЭРа и на каких принципах она будет строиться? Отвечал Савва Шипов
12 декабря 2019
Одним из важнейших событий уходящего года, которое может коренным образом повлиять на развитие всей системы строительного саморегулирования, стало начало обсуждение Концепции развития саморегулирования в российском парламенте.

Документ, который в течение нескольких лет разрабатывался силами Минэкономразвития России и обсуждался на общественных площадках, должен лечь в основу новой реформы, которую Правительство РФ готовит сразу во всех сферах, где используются механизмы саморегулирования. Неизбежно затронет она строительные, проектные и изыскательские СРО. Впрочем, есть и другая точка зрения. Возможно, приведения саморегулирования к общему знаменателю так и не состоится, и каждая из отраслей продолжит жить по своим канонам. Подробности читайте в материале нашего добровольного столичного эксперта.

***

В настоящее время многострадальная Концепция находится на рассмотрении в комитете Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. Заседание, которое целиком было посвящено данному документу, прошло 4 декабря под председательством Николая Николаева. От разработчиков участие в заседании принял заместитель министра экономического развития РФ Савва Шипов.

В силу того, что реформа должна оказать влияние практически на все отрасли российской экономики, количество согласований также оказалось огромным. Напомню, что сроки по внесению правительственного законопроекта, направленного на реализацию Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утверждённую Дмитрием Медведевым четыре года назад, давно прошли.

Всего было запланировано три этапа:
  • 2016 год: на законодательном уровне обеспечить принятие общегосударственной модели;
  • 2017-2018 годы: обеспечить эффективное функционирование трёхуровневой модели, развитие добровольного саморегулирования;
  • 2019-2020 годы: сблизить модели обязательного и добровольного саморегулирования. Делегировать государственные полномочия СРО с добровольным членством.
Однако в итоге у Правительства РФ не получилось преодолеть межведомственные разногласия и исполнить поручения Президента России даже по первому этапу реализации концепции, который был запланирован на 2016 год. «Как я понимаю, при отсутствии первых двух этапов, третий также обречён на неисполнение», – констатировал председатель думского комитета.

Впрочем, кое-что в саморегулировании в целом делается, хотя и без следования некой единой концепции. Так, заместитель директора департамента контрольно-надзорной и разрешительной деятельности МЭРа Александр Вдовин напомнил, что на сегодняшний день механизм обязательного саморегулирования введён в 12-ти сферах. Это касается деятельности оценщиков, арбитражных управляющих, аудиторов, строителей и так далее. В 2014 году Президент России Владимир Путин обратил внимание на необходимость исправить ситуацию с саморегулированием и дал поручение, в рамках которого 30 декабря 2015 года Правительство РФ утвердило Концепцию совершенствования механизма в саморегулировании.

Тем не менее, государство всерьёз настроено поставить саморегулируемую стихию в русло единого порядка. Савва Шипов подробно рассказал участникам, что именно не нравится исполнительной власти в нынешней ситуации и как это будут исправлять.
  1. В первую очередь речь идёт о «неработающих компенсационных фондах».
На сегодняшний день, отмечалось в докладе, СРО крайне редко реально отвечает по обязательствам своих членов очень мало.

Например, по итогам 2018 года доля выплат составила всего 0,15%. В Правительстве считают, что компенсационный фонд – это инструмент, который должен работать. Для того, чтобы ситуацию изменить, предлагается закрепить норму, в соответствии с которой компенсационный фонд будет применяться в обязательном порядке. Страхование не будет альтернативой, а будет дополнительной возможностью, которая может предусматриваться в отраслевом законодательстве. При этом по общей схеме в качестве базового правила должна применяться солидарная ответственность, и должен быть чёткий порядок и основание выплат из компенсационного фонда. Доля выплат из компфондов должна возрасти, а ответственность саморегулируемых организаций должна увеличиться.
  1. Вторым элементом системы должно стать перераспределение обязанностей между государственным регулированием и саморегулированием.
По мнению министерских экспертов, вполне логично, что достаточно ресурсоёмкий институт саморегулирования позволит частично разгрузить действующие надзорные органы. Например, это можно реализовать за счёт освобождения от излишних государственных проверок тех предприятий, которые согласятся на аналогичный контроль со стороны СРО. Поэтому среди новелл особое место занимает идея создания «инструмента соглашений о признании результатов деятельности СРО между органом власти и СРО».
  1. Наконец, третьм элементом новой архитектуры саморегулирования, должно стать изменение в статусе Национальных объединений.
Господин Шипов также заявил о необходимости навести ясность и закрепить более прозрачные требования в деятельности Национальных объединений. По мнению замминистра, должен вестись государственный реестр таких объединений, и осуществляться соответствующий надзор за их деятельностью, а членство в объединении должно быть добровольным.

Очевидно, что для реализации этих изменений потребуется внесение множества изменений в федеральное законодательство. Пока отраслевые ведомства не горят желанием помогать МЭРу стандартизировать саморегулирование, ограничиваясь регулированием каждое в своей сфере. В ближайшее время должно стать ясно – грядёт ли новая реформа или Концепция плавно переместится в архивы, став очередным нормотворческим долгостроем.