+7 (831) 439 13 36

+7 (831) 439 13 43

+7 (831) 435 17 67

Нижний Новгород,

площадь М. Горького, д. 4/2, офис 32

Нижний Новгород,

площадь М. Горького, д. 4/2, офис 32

+7 (831) 439 13 36

+7 (831) 439 13 43

+7 (831) 435 17 67

Карта сайта

+7 (831) 439 13 36

+7 (831) 439 13 43

+7 (831) 435 17 67

Нижний Новгород,

площадь М. Горького, д. 4/2, офис 32

Ответ Минстроя оренбургским саморегуляторам по кредитованию членов СРО из средств КФ ОДО породил новые вопросы

Главная » Новости » Ответ Минстроя оренбургским саморегуляторам по кредитованию членов СРО из средств КФ ОДО породил новые вопросы
21 июля 2020
Минстрой России направил письмо Саморегулируемой организации Ассоциация «Альянс строителей Оренбуржья» (СРО А «АСО», СРО-С-024-06082009) в ответ на запрос о спорных моментах выдачи кредитов членам СРО за счёт средств компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств. Документ был подготовлен заместителем директора правового департамента Татьяной Барминой и подписан статс-секретарём – заместителем министра строительства и ЖКХ РФ Татьяной Костаревой (с копией письма можно ознакомиться по ссылке внизу – ред.).
***
В минстроевском письме указывается, что, согласно частям 3 и 11 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ, содержание внутренних документов СРО, в том числе о КФ ОДО, определяется саморегулируемой организацией самостоятельно с соблюдением требований, установленных указанной статьёй, и не может противоречить законодательству Российской Федерации.
При этом постановлением Правительства РФ от 27 июня 2020 года № 938 «Об утверждении Положения об отдельных условиях предоставления займов членам саморегулируемых организаций и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам» предусмотрен реальный механизм оказания помощи саморегулируемыми организациями всем своим членам, оказавшимся в сложной экономической ситуации.
Использование средств компфонда ОДО на предоставление займа члену СРО допускается только в определённый срок, и в этой связи такой случай установлен частью 17 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», который регулирует градостроительные вопросы временного характера.
По общему правилу, установленному частью 5 статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», средства компенсационного фонда могут размещаться и инвестироваться в целях их сохранения и прироста через управляющие компании, если иное не установлено федеральным законом. Федеральным законом № 191-ФЗ предусмотрен иной способ размещения средств компенсационных фондов: в займы членам саморегулируемых организаций, которые, согласно статьи 810 Гражданского кодекса РФ, подлежат возврату заимодавцу.
Полученные проценты за пользование займом перечисляются на основании подпунктов «и» и «к» пункта 6 Положения на специальный банковский счёт саморегулируемой организации, с которого были переведены средства займа заёмщику, и по общему правилу зачисляются в соответствующий компенсационный фонд СРО (часть 7 статьи 13 Федерального закона № 315-ФЗ).
Далее Минстрой отмечает, что установление саморегулируемыми организациями к предельным показателям и условиям, определённым постановлением Правительства, дополнительных ограничений снижает возможности по оказанию финансовой помощи и приведёт к сокращению круга лиц, которым она может быть предоставлена, а также ограничит возможность принятия решения саморегулируемой организации о предоставлении займа с учётом фактической потребности в финансировании обязательств по договорам члена такой СРО.
Однако у представителей саморегулируемого сообщества такой ответ вызвал встречные вопросы. Так, эксперты указали, что в цитируемой части 5 статьи 13 Федерального закона № 315-ФЗ сказано, что средства КФ могут размещаться через управляющие компании, если иное не установлено федеральным законодательством. Это можно трактовать так, что средства КФ могут размещаться через управляющие компании, если федеральным законом не установлено, что они не могут размещаться через управляющие компании. В этой части не сказано, что средства КФ могут размещаться через управляющие компании, если иные способы их размещения не предусмотрены или, наоборот, предусмотрены федеральным законом.
Также отмечалось, что процедура размещения займов регламентирована следующим нормами.
Согласно 315-ФЗ:
«4. Федеральными законами могут устанавливаться иные требования, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, к порядку формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации, его минимальному размеру, размещению средств такого фонда, страхованию ответственности членов саморегулируемой организации.
(часть четвёртая в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 N 148-ФЗ).
5. Размещение средств компенсационного фонда в целях их сохранения и прироста и инвестирование таких средств осуществляются через управляющие компании, если иное не установлено федеральным законом».
Согласно Градостроительному кодексу РФ:
«Статья 55.16-1. Размещение средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в кредитных организациях, инвестирование средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации
(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ).
1. Средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации размещаются на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации».
Однако, как следует из письма Минстроя, получается, что новый способ размещения средств КФ с помощью выдачи займов членам СРО противоречит вышеприведённым нормам федеральных законов в сфере строительного саморегулирования. И это ещё одна принципиальная коллизия, которую придётся решать.

Письмо статс-секретаря – заместителя министра строительства и ЖКХ РФ Костаревой Т. Ю. СРО А «АСО»