+7 (831) 439 13 36

+7 (831) 439 13 43

+7 (831) 435 17 67

Нижний Новгород,

площадь М. Горького, д. 4/2, офис 32

Нижний Новгород,

площадь М. Горького, д. 4/2, офис 32

+7 (831) 439 13 36

+7 (831) 439 13 43

+7 (831) 435 17 67

Карта сайта

+7 (831) 439 13 36

+7 (831) 439 13 43

+7 (831) 435 17 67

Нижний Новгород,

площадь М. Горького, д. 4/2, офис 32

Госдума опять готова вносить поправки в закон о долевом строительстве жилья и внедрять НОК

Главная » Новости » Госдума опять готова вносить поправки в закон о долевом строительстве жилья и внедрять НОК
5 октября 2020

Наступила осень, ученики сели за парты, а парламентарии готовы приступить к работе. Какие же законопроекты, относящиеся к строительной отрасли, планируется взять на рассмотрение?

Профильные законопроекты Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям

 

Законопроект № 841216-7 «О внесении изменений в ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» и отдельные законодательные акты РФ (в части усиления защиты прав участников строительства)» подписан Президентом РФ 13.07.2020 г. – 202-ФЗ.

Предлагается наделить Фонд функциями застройщика и технического заказчика в соответствии с ГрК РФ для завершения строительства объектов, переданных от застройщика, признанного банкротом, и исключить положения о передаче объектов для достройки некоммерческой организации Фонда, с передачей ее прав и обязанностей к Фонду.

Изменяются сроки для арбитражного управляющего по подготовке документов, необходимых для принятия Фондом решения о финансировании мероприятий по завершению строительства, и уточняется перечень таких документов. Устанавливаются требования и запреты в работе и аккредитации арбитражных управляющих.

Застройщик обязан ежемесячно актуализировать проектную декларацию.

Предлагается распространить Закон о банкротстве на дела о банкротстве застройщиков, возбужденные до 1 января 2018 г., если в них не начались расчеты с кредиторами третьей очереди.

Исключается требование о получении градостроительных планов образованных и (или) измененных земельных участков в случае раздела участка, в отношении которого правообладателем уже получены градостроительный план и разрешение на строительство, или образования из указанного земельного участка другого участка (участков) путем выдела.

Устанавливаются особенности правового регулирования деятельности застройщиков, получивших заключение контролирующего органа о соответствии критериям, и осуществляющих строительство с использованием счетов эскроу, если договоры комплексного освоения и развития территории заключены до 1 июля 2018 г.

 

Законопроект № 912159-7 «О внесении изменений в ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в части формирования единообразного подхода к приватизации)» подписан Президентом РФ 31.07.2020 г. – 293-ФЗ.

Предусматривается наделение Правительства РФ полномочиями по установлению единых требований к разработке программ приватизации федерального имущества, имущества, находящегося в собственности субъектов, и муниципального имущества, к предоставлению информации о результатах приватизации имущества субъектов и муниципального имущества, а также к форме представления такой информации.

Исключается направление субъектами информации в Правительство РФ в связи с тем, что уполномоченный орган на ежегодной основе представляет отчет в Правительство РФ о приватизации государственного и муниципального имущества.

 

Законопроект № 974499-7«О внесении изменения в ст. 39-14 Земельного кодекса РФ (уточнение порядка предоставления земельных участков без проведения торгов)» внесен на рассмотрение, включен в примерную программу на сентябрь.

Предлагается внести в п. 8 ст. 3914 Кодекса изменение, дополнив его после слов «Предоставление земельных участков» словами «в собственность за плату или в аренду».

 

Законопроект № 988738-7«О внесении изменений в ст. 7 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (в части уточнения порядка устранения недостатков)» внесен на рассмотрение в 1 чтении, включен в примерную программу на октябрь.

Предлагается урегулировать отношения участников долевого строительства и застройщиков в части установления в качестве первоочередного требования, которое может предъявить участник долевого строительства – требования о безвозмездном устранении недостатков.

Если объект долевого строительства принят участником долевого строительства в установленном законом порядке, он обязан предоставить застройщику доступ к объекту.

Требования участника долевого строительства об устранении недостатков рассматриваются застройщиком при наличии доступа к объекту долевого строительства в течение 10 дней и подлежат устранению застройщиком в разумный срок.

Предлагается ограничить максимальный размер суммы взыскиваемой с застройщика неустойки – 50% от стоимости расходов, необходимых для устранения недостатков объекта долевого строительства.

 

Законопроект № 983620-7 «О внесении изменений в ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (в части урегулирования отношений участников долевого строительства и застройщиков)» внесен на рассмотрение в 1 чтении, включен в примерную программу на октябрь.

Участнику долевого строительства устанавливается первоочередное требование о безвозмездном устранении недостатков. У граждан сохраняется право предъявления иных требований, а также право на обращение в суд, но в случае, если застройщик не воспользовался предоставленной ему возможностью устранить недостатки собственными силами добровольно.

Устанавливается порядок действий сторон при выявлении недостатков.

Так, у застройщика в случае обращения участника долевого строительства по наличию недостатков возникает обязанность за свой счет провести осмотр, получить заключение о наличии (или отсутствии) указанных недостатков и стоимости их устранения.

Для получения заключения (проведения осмотра) привлекаются соответствующие специалисты, состоящие в едином реестре специалистов НОСТРОЙ и НОПРИЗ.

Застройщик обязан устранить обнаруженные специалистом недостатки собственными силами.

В случае если застройщик не исполнил обязанность по устранению недостатков, гражданин вправе потребовать соразмерного снижения цены договора либо возмещения затрат на устранение недостатков третьими лицами участнику долевого строительства, но только в той части недостатков, которые подтверждены экспертным заключением, в том числе и в судебном порядке.

Предлагается установить неустойку в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды, от стоимости расходов, необходимых для устранения недостатка (дефекта), или от суммы, подлежащей возмещению участнику долевого строительства.

Предлагается исключить из периода просрочки передачи объекта долевого строительства, необходимого для целей исчисления соответствующей неустойки, случаи такой просрочки, вызванные требованиями участника долевого строительства в отношении качества объекта.

 

Законопроект № 855048-7 «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (в части уточнения оснований предоставления земельных участков в аренду)» внесен на рассмотрение в 1 чтении.

Проект разработан для приведения закона в соответствие с нормами Земельного кодекса.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать ЗК РФ, в связи с чем в ст. 3 № 137-Ф3 необходимо внести соответствующие изменения, предусматривающие предоставление земельного участка в аренду на основании договора аренды.

 

Законопроект № 970002-7«О внесении изменений в ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, входящих в состав ДФО, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в части установления возможности предоставления земельного участка гражданину в собственность досрочно в случае заключения кредитного договора для строительства на земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства» внесен на рассмотрение в 1 чтении.

Предлагается расширить перечень случаев досрочного предоставления земельных участков в собственность гражданам и установить, что участок может быть предоставлен в собственность гражданину в любое время до истечения пятилетнего срока действия договора безвозмездного пользования участком в случае, если этим гражданином заключен кредитный договор с российской кредитной организацией, предусматривающий предоставление целевых кредитных средств на строительство на таком участке объекта ИЖС, а также передачу испрашиваемого земельного участка в залог кредитной организации после государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок.

 

Законопроект № 883169-7 «О внесении изменения в ст. 39-8 Земельного кодекса РФ (в части уточнения срока договора аренды земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства)» внесен на рассмотрение в 1 чтении.

Исходя из правоприменительной практики, целесообразно наделить органы государственной власти субъектов РФ полномочиями по определению оптимальных для региона сроков договора аренды земельных участков, на которых расположены объекты незавершенного строительства.

Предлагается изменить редакцию в части определения законом субъекта РФ срока аренды земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, для завершения строительства этого объекта.

 

Профильные законопроекты Комитета Госдумы по транспорту и строительству

 

Законопроект № 899967-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ (в целях упрощения процедуры подготовки, согласования и утверждения проектов документов территориального планирования муниципальных образований)» подписан Президентом РФ 31.07.2020 г. – 264-ФЗ.

В ГрК РФ вместо понятия «стратегии (программы) развития отраслей экономики» вводится понятие «отраслевые документы стратегического планирования», а вместо «программ социально-экономического развития субъектов, планов» и «программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований» соответственно «стратегии социально-экономического развития субъектов РФ» и «стратегии социально-экономического развития муниципальных образований».

Предлагается новая редакция ст. 30 и 38 172-ФЗ о том, что документы территориального планирования РФ и субъектов РФ разрабатываются на основании требований 172-ФЗ и ГрК РФ.

 

Законопроект № 828200-7«О внесении изменений в ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (о продление срока внесения в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон)» внесен на рассмотрение в 1 чтении.

Учитывая значительный объем предстоящей работы по внесению в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон, необходимо продление срока их внесения в ЕГРН до 01 января 2024 г. с целью недопущения остановки градостроительной деятельности на территории РФ.

 

Законопроект № 828213-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (о порядке уточнения в документах территориального планирования и градостроительного зонирования сведений о границах населенных пунктов и границах территориальных зон)» внесен на рассмотрение в 1 чтении.

Изменения предусматривают механизмы устранения проблем внесения сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон в ЕГРН.

Предлагается установить норму, согласно которой наличие пересечений границ земельных участков, населенных пунктов с земельными участками, занятыми линейными объектами, или границ лесничеств, лесопарков с границами земельных участков, поставленных на кадастровый учет, не может быть основанием для подготовки Росреестром уведомлений о невозможности внесения соответствующих сведений в ЕГРН. При этом работы по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН должны быть завершены в срок до 01 января 2023 г.

 

Законопроект № 988366-7 «О внесении изменений в ФЗ «Об организации дорожного движения в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в части исключения требования о разработке проектов организации дорожного движения в составе проектной документации объектов капитального строительства» внесен на рассмотрение со сроком предоставления замечаний до 14.10.2020 г.

В настоящее время в состав проектной документации на объекты капитального строительства входит проект организации дорожного движения, что приводит к увеличению сроков согласования проектной документации и получения разрешения на строительство объектов капитального строительства.

Предлагается исключить из действующей редакции № 443-ФЗ положения, предусматривающие необходимость разработки проектов организации дорожного движения в составе проектной документации объекта капитального строительства.

 

Законопроект № 965887-7 «О внесении изменения в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (об уточнении понятия объекта индивидуального жилищного строительства)» внесен на рассмотрение, включен в примерную программу на октябрь.

Сегодня складывается неоднозначная правоприменительная практика, связанная с определением количества надземных этажей в объектахИЖС, имеющих цокольный этаж.

Предлагается уточнить определение объекта ИЖС, указав, что надземный этаж – это этаж с отметкой пола помещений не ниже планировочной отметки земли.

 

Законопроект № 957544-7 «О внесении изменений в ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ (об уточнении порядка проведения общественных обсуждений и публичных слушаний)» внесен на рассмотрение в 1 чтении, включен в примерную программу на октябрь.

Предлагается изменить формулировку п. 4 ч. 10 ст. 5.1 ГрК РФ таким образом, чтобы учету подвергались не посетители, а предложения и замечания, поданные посетителями экспозиции, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к участникам общественных обсуждений или публичных слушаний, и прошли соответствующую идентификацию. 

 

Законопроект № 934502-7 «О внесении изменений в ст. 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ (об обязательной независимой оценке квалификации специалистов в области строительства)» внесен на рассмотрение в 1 чтении.

Предлагается вместо требования к повышению квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в 5 лет, ввести требование по наличию свидетельства о квалификации полученного в порядке, предусмотренном ФЗ «О независимой оценке квалификации».

 

Галина Крупен

 

Этот материал опубликован в сентябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство».