+7 (831) 439 13 36

+7 (831) 439 13 43

+7 (831) 435 17 67

Нижний Новгород,

площадь М. Горького, д. 4/2, офис 32

Нижний Новгород,

площадь М. Горького, д. 4/2, офис 32

+7 (831) 439 13 36

+7 (831) 439 13 43

+7 (831) 435 17 67

Карта сайта

+7 (831) 439 13 36

+7 (831) 439 13 43

+7 (831) 435 17 67

Нижний Новгород,

площадь М. Горького, д. 4/2, офис 32

Вопрос-ответ

Главная » Другое » Вопрос-ответ

Часто задаваемые вопросы по ведению НРС

 Каким образом можно связаться с отделом по ведению НРС?

Связаться с отделом Национального реестра можно по адресам электронной почты:

nrs@nostroy.ru – по общим вопросам;

nrs2@nostroy.ru – по вопросам получения информации первично поданных заявлений;

nrs3@nostroy.ru – по вопросам повторного рассмотрения документов.

 Какие требования установлены для физических лиц, которые претендуют на включение о себе сведений в НРС?

В соответствии с п.6 ст.55.5-1 ГрК РФ специалист для вступления в Национальный реестр специалистов в области строительства должен соответствовать следующим критериям:

1) наличие высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства;

2) наличие стажа работы соответственно в организациях, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на инженерных должностях не менее чем три года;

3) наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем пять лет;

4) прохождение независимой оценки квалификации не реже одного раза в пять лет;

5) наличие разрешения на работу (для иностранных граждан).

 Сколько стоит включение в НРС?

Существует ли госпошлина для физических лиц при подаче заявлений о включении сведений в НРС?

Установлено ли требование по уплате взносов для организаций/физических лиц после включения сведений о специалистах в НРС?

В соответствии с Законодательством РФ плата за включение сведений в Национальный реестр специалистов в области строительства не предусмотрена, все услуги предоставляются бесплатно.

 Может ли специалист по организации строительства работать в двух организациях?

Будет ли учитываться специалист, который включен в НРС - за организацией, в которой он работает по совместительству?

Согласно ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ «Стандарты и внутренние документы СРО» организация – член СРО должна показать наличие по основному месту работы не менее двух специалистов по организации строительства. Специалист по организации строительства может работать в неограниченном числе мест (или вообще быть безработным). Но каждая строительная организация должна доказать, что у нее есть по основному месту работы не менее двух специалистов по организации строительства. Это уже задача юридического, а не физического лица.

 Какие документы необходимы для подачи документов в НРС?

Список документов, а также форма их подачи в Национальный реестр специалистов в области строительства находится на официальном сайте Ассоциации в разделе Национальный реестр специалистов – Памятка заявителямпо адресу http://nostroy.ru/nacreestrspec/memo_applicant/

 Существует ли возможность предварительного рассмотрения пакетов документов для НРС?

Консультация по соответствию заявителя требованиям ГрК РФ до момента подачи документов в НРС не осуществляется.

Ознакомится с Регламентов по ведению НРС Вы можете на сайте Ассоциации по ссылке http://nostroy.ru/nacreestrspec/metodicheskie-dokumenty/

 Будет ли учитываться, если вместо «Разрешения на работу» будет предоставлен другой документ, который позволяет осуществлять трудовую деятельность иностранному гражданину на территории РФ?

В соответствии с п.6 ст.55.5-1 ГрК РФ специалист для вступления в Национальный реестр специалистов в области строительства должен соответствовать следующим критериям:

5) наличие разрешения на работу (для иностранных граждан).

Также сообщаем, что согласно письму МВД России № 3/177707676781 в целях Градостроительного кодекса применено понятие «Разрешение на работу», четко определенное статьей 2 Федерального закона. Данное понятие не может быть рассмотрено как любое документальное подтверждение возможности трудовой деятельности иностранного гражданина на территории Российской Федерации и иметь иное трактование, чем предусмотрено указанной статьей Федерального закона.

 Как понять, подойдет ли моя специальность по диплому о высшем образовании для включения сведений в НРС?

Перечень направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства (Перечень направлений подготовки в области строительства) в соответствии с частью 7 статьи 55.5-1 Кодекса утвержден Приказом Минстроя России от 06.11.2020 N 672/пр) . Обращаем Ваше внимание, что специальности (направления подготовки), отмеченные в Перечне направлений подготовки в области строительства двойным астериском «**» (№№ 1.4, 1.8, 1.10, 1.14, 1.21, 1.32, 1.33, 1.34, 1.46, 1.106, 1.111, 1.124, 1.144, 1.156, 1.157, 1.186, 1.187, 1.200, 1.208, 1.209, 1.226, 1.233, 1.258, 1.259, 1.260, 1.277, 1.278, 1.282, 1.284, 1.287, 1.332, 1.347, 1.351, 1.352, 1.385, 1.421), включают в себя только профили и специализации, относящиеся к области строительства. Для подтверждения специализации в области строительства Вы можете предоставить вкладыш/приложение к диплому о ВО, заверенное нотариусом.

Если специальность высшего образования специалиста не соответствует (отсутствует) Перечню направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации строительства, который утвержден приказом Минстроя России от 06.11.2020 № 672/пр., то сведения об этом специалисте не могут быть внесены в Национальный реестр специалистов в области строительства.

Вместе с тем обращаем внимание на проблемы, связанные с применением данного Перечня:

  1. в Перечень не вошли специальности и направления подготовки высшего образования, которые по содержанию образовательных программ и своему наименованию схожи с включенными в Перечень специальностями и направлениями подготовки высшего образования.
  2. в Перечень не вошли специальности и направления подготовки высшего образования, которые согласно действующему нормативно-правовому регулированию признаны эквивалентными включенным в Перечень специальностям и направлениям подготовки высшего образования.

 Что означают «**» в Приказе Минстроя РФ от 06.11.2020 № 672/пр?

Сведения о физических лицах, имеющих высшее образование по Специальностям, направлениям подготовки, отмеченные ** в Приказе Минстроя РФ от 06.11.2020 № 672/пр, могут быть включены только по профилям и специализациям, относящимся к области строительства.

Согласно разъяснениям Минстроя РФ на сделанный НОСТРОЙ запрос: решение об отнесении профиля и специализации к области строительства принимается Национальным объединением, исходя из сопоставительного анализа трудовых функций специалистов, установленных ч.3 и 5 ст.55.5-1 ГрК РФ с уровнем и объемом компетенций, приобретенных студентами (физическими лицами) при освоении дисциплин, указанных в приложении к диплому о высшем образовании.

 Специальности нет в Перечне Приказа Минстроя России от 06.11.2020 № 672/пр, можно ли вместо этого подать УПК или диплом о проф. переподготовке?

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса (далее - Кодекс) РФ «наличие высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства» является одним из требований, предъявляемых к физическому лицу в целях включения сведений о нем в НРС. Несоблюдение указанного требования является основанием для отказа во включении сведений в НРС в соответствии с п. 1 ч. 8 статьи 55.5-1 Кодекса. В соответствии с частями 5 и 6 статьи 10 № 273-ФЗ «Об Образовании» дополнительное профессиональное образование не является уровнем профессионального образования (в том числе высшего образования), а является видом дополнительного образования. Таким образом, диплом о профессиональной переподготовке не является документом, подтверждающим наличие высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства.

 Каким образом можно подтвердить стаж на инженерных должностях?

В соответствии с п.6 ст.55.5-1 ГрК РФ специалист для вступления в Национальный реестр специалистов в области строительства должен соответствовать следующим критериям:

2) наличие стажа работы соответственно в организациях, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на инженерных должностях не менее чем три года;

А также согласно письму Минстроя России от 22.08.2019 № 30618-ТБ/02 «Об исчислении трудового стажа работы на инженерных должностях»:

Стаж работы на инженерных должностях может быть подтвержден физическим лицом иными документами, в том числе:

- выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, в которой указаны сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, осуществляемых его работодателем, лицензией, свидетельством о допуске к выполнению работ работодателя;

- трудовым договором, которым в соответствии со статьей 56 Трудового кодекса Российской Федерации определены выполняемые работником трудовые функции;

- должностным регламентом, должностной инструкцией, в которых согласно статье 47 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статье 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» соответственно указаны должностные обязанности государственного или муниципального служащего;

- выпиской из личного дела, из послужного списка физического лица, проходившего военную службу;

- документами, подтверждающими такой стаж работы в соответствии с правом страны, на территории которой физическим лицом осуществлялась трудовая деятельность.

 Как должна быть оформлена справка с ЭЦП?

Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, выдает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – Министерство внутренних дел РФ в порядке, определенном Административным регламентом, утв. Приказом МВД РФ от 7 ноября 2011 г. № 1121, через ФКУ «ГИАЦ МВД России» или информационные центры территориальных органов МВД России на региональном уровне. Гражданин РФ либо иностранный гражданин вправе получить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования, либо о прекращении уголовного преследования непосредственно в указанных организациях лично, либо через многофункциональные центры, либо через единый портал государственных услуг. Направляется заявителю в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица МВД России, в личный кабинет заявителя на Едином портале. При распаковке архивного файла (Zip-архив), полученного из сайта Госуслуги, заявитель получает следующие файлы: ? PDF-файл, справка с информацией о наличии (отсутствии) судимости; ? Sig-файл, соответственно электронная подпись, которой подписан PDFфайл. Далее PDF-файл и Sig-файл переносится на электронный носитель (диск, USBнакопитель) и направляется с необходимым перечнем документов в НОСТРОЙ.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

 Какие установлены требования по заверению копии трудовой книжки?

Вам необходимо заверить копию трудовой книжки согласно правилам на сайте http://nostroy.ru/nacreestrspec/memo_applicant/

Напоминаем, что в случае, если копия трудовой книжки заверяется не лицом, которое не имеет право действовать от лица организации (по выписке из ЕГРЮЛ), то для подтверждения полномочий по заверению документов от лица организации прикладывается приказ/доверенность на лицо, которое заверяет копию ТК.

 С момента получения диплома о высшем образовании не прошло 5 лет, требуется ли в таком случае подавать УПК?

Согласно ч. 6 Статьи 55.5-1 ГрК РФ Сведения о физическом лице включаются в национальный реестр специалистов в области строительства при условии его соответствия следующим минимальным требованиям:

- наличие высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства;

- повышение квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет.

Соответственно для включения сведений о специалисте в НРС необходимо помимо высшего образования в области строительства иметь также повышение квалификации не реже одного раза в пять лет в независимости от года получения диплома о высшем образовании.

 Каким образом можно подать документы? Можно ли подать документы посредством курьерских служб, курьеров от организаций?

В соответствии с пунктом 7.7.1 Регламента о порядке ведения национального реестра специалистов в области строительства,

При подаче заявления через представителя удостоверение соответствующего полномочия представителя осуществляется в следующем порядке:

? при подаче заявления через представителя - физического лица представитель обязан предъявить документы, удостоверяющие личность, подтверждающие право на передачу документов в Ассоциацию через представителя (нотариальная доверенность, а также форму ознакомления с условиями обработки персональных данных представителя заявителя на включение в Национальный реестр специалистов (http://nostroy.ru/nacreestrspec/memo_applicant/));

? при подаче заявления через курьерскую службу представитель курьерской службы обязан предъявить документы, удостоверяющие личность, подтверждающие работу в курьерской службе и право на передачу документов в Ассоциацию через курьерскую службу (в том числе товарную накладную, оформленную от имени Заявителя или Оператора).

Ассоциация не осуществляет прием заявлений и документов, не обладающих свойствами юридически значимых документов, в том числе при отсутствии подписи на бумажных носителях информации.

 По какому адресу направляются документы для включения сведений?

В какой период времени осуществляется прием документов по адресу Ассоциации?

Какое контактное лицо можно указать в качестве получателя документов при направлении документов посредством курьера?

Прием документов осуществляется по адресу:123242, Москва, ул. Малая Грузинская, д. 3, НОСТРОЙ,

пн-чт с 9:00 до 18:00, пт с 9:00 до 16:30 без перерывов

 В какой срок рассматриваются первично поступившие документы о включении сведений в НРС?

Уполномоченное лицо с учетом предложений Комиссии принимает решение по заявлениям о включении сведений в Реестр специалистов в срок не позднее четырнадцати дней со дня поступления заявлений.

 Как получить уведомление о включении, либо об отказе во включении сведений в НРС? Как узнать решение по ранее поданным документов для включения сведений в НРС?

На сайте Ассоциации в разделе http://nrs.nostroy.ru/notification/ размещен сервис, позволяющий любому физическому или юридическому лицу (при наличии у него идентифицирующей информации), подать запрос на получение уведомления (в форме электронного документа, заверенного электронной подписью) на электронный почтовый адрес.

 Что делать, если срок действия сертификата ЭП на уведомлении истек?

Согласно п. 15.1 Регламента о порядке ведения Национального реестра специалистов (далее -Реестр) в области строительства, включения в него сведений о физических лицах, их изменения или исключения заявителю (физическому лицу, подавшему заявление о включении сведений в Реестр) в срок не позднее чем через три дня со дня принятия решения о включении сведений о нем в Реестр или об отказе во включении таких сведений в Реестр направляется уведомление в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, Документы в электронной форме, подписанные квалифицированной электронной подписью, полностью приравниваются по юридической силе к документам на бумажном носителе, подписанным собственноручными подписями их авторов (ч. 1 ст. 6 Закона об электронной подписи). Электронная квалифицированная подпись позволяет достоверно определить лицо, подписавшее электронный документ (ст. 5 Закона об электронной подписи)

 Каким образом можно получить уведомления о включении, либо об отказе, которые будут подписаны «живой подписью» Уполномоченного лица?

Согласно п. 15.1 Регламента о порядке ведения Национального реестра специалистов (далее -Реестр) в области строительства, включения в него сведений о физических лицах, их изменения или исключения заявителю (физическому лицу, подавшему заявление о включении сведений в Реестр) в срок не позднее чем через три дня со дня принятия решения о включении сведений о нем в Реестр или об отказе во включении таких сведений в Реестр направляется уведомление в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, Документы в электронной форме, подписанные квалифицированной электронной подписью, полностью приравниваются по юридической силе к документам на бумажном носителе, подписанным собственноручными подписями их авторов (ч. 1 ст. 6 Закона об электронной подписи). Электронная квалифицированная подпись позволяет достоверно определить лицо, подписавшее электронный документ (ст. 5 Закона об электронной подписи)

 Неоднократно обращались к сервису «Запрос уведомления», но никакой информации по прошествию 1 рабочего дня не поступало, как получить уведомление? (заявитель обращается с корпоративной почты)

Обращаем Ваше внимание, что Ассоциацией в установленные Регламентом сроки направляются уведомления о результатах рассмотрения заявлений о включении сведений в НРС в области строительства. При этом причиной неполучения уведомления может являться использование адресатом такого уведомления корпоративной электронной почты.

В целях надлежащего получения уведомления можно воспользоваться адресом электронной почты со следующими доменными именами @yandex ; @mail ; @gmail ; @bk ; @list ; @inbox; @ya.

 В какой срок направляются уведомления о включении сведений в НРС?

Физическому лицу, подавшему заявление о включении сведений в Национальный реестр специалистов в области строительства (далее - Реестр специалистов) в срок не позднее чем через три дня со дня принятия решения о включении сведений о нем в Реестр специалистов или об отказе во включении таких сведений в Реестр специалистов направляется уведомление в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Кроме того, в соответствии с пунктом 15.2 Регламента, на сайте Ассоциации в разделе http://nrs.nostroy.ru/notification/ размещен сервис, позволяющий любому физическому или юридическому лицу (при наличии у него идентифицирующей информации) подать запрос на получение уведомления (в форме электронного документа, заверенного электронной подписью) на электронный почтовый адрес.

 Как подаются документы на повторное рассмотрение?

Что делать, если мне отказали во включении сведений в НРС?

Регламентом о порядке ведения национального реестра специалистов в области строительства, включения в него сведений о физических лицах, их изменения или исключения не установлены правила подачи документов на повторное рассмотрение, но Заявитель вправе обратиться с просьбой пересмотреть ранее принятое комиссией решение, путем подачи полного комплекта документов на бумажном носителе и приложить документы, которые необходимы для устранения причин отказа, и направить на адрес Ассоциации: 123242, г. Москва, ул. Малая Грузинская, д.3.

 Ранее был получен отказ по причине предоставления недостоверных сведений в документах, которые подтверждают трудовой стаж, что нужно чтобы исправить данную причину отказа?

Для того, чтобы решение об отказе было пересмотрено, Вам необходимо прислать на адрес Ассоциации НОСТРОЙ полный комплект документов, а также выписку из системы персонифицированного учета органа, осуществляющего индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования (выписка из Пенсионного фонда РФ по форме СЗИ-ИЛС), заверенной синей печатью организации, осуществляющей выдачу.

Также вместе с данным документом прикладывается Форма ознакомления с условиями обработки персональных данных заявителя на включение в Национальный реестр специалистов (по адресу http://nostroy.ru/nacreestrspec/memo_applicant/) в которой указывается «выписка из Пенсионного фонда РФ по форме СЗИ-ИЛС».

 Как внести изменения в сведения, которые уже включены в НРС? (Кроме сведений о работодателе)

Основанием для внесения изменений в сведения, включенные в Реестр специалистов или содержащиеся в закрытой части Реестра специалистов является заявление Специалиста по установленной Регламентом форме. Заявление должно быть нотариально заверено в соответствии с требованиями раздела 11 Регламента по ведению Национально реестра специалистов (далее- Регламент), с учетом следующих особенностей:

1) В заявлении указывается раздел или разделы сведений о Специалисте, для внесения изменений, в которые подано заявление;

2) Разделы сведений, не подлежащих изменению, в заявлении не заполняются;

3) Необходимо предоставить копии документов, подтверждающие изменяемые сведения в соответствии с требованиями раздела 11 Регламента.

Все документы принимаются в бумажном виде и направляются по адресу Ассоциации: 123242, г. Москва, ул. Малая Грузинская д.3.

 Как внести изменения в сведения о работодателе?

Функция по ведению национального реестра специалистов в области строительства, установленная пунктом 11 части 8 статьи 5520 Кодекса, не содержит полномочий Ассоциации по установлению фактического места работы физического лица, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области строительства (далее – Реестр). Вместе с тем, согласно пункту 1 части 2 статьи 5513 Кодекса контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, в том числе требования о наличии по основному месту работы не менее двух специалистов, сведения о которых включены в Реестр, возложен на саморегулируемые организации.

...

Минстрой России провел анализ часто задаваемых в обращениях саморегулируемых организаций вопросов по реализации ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27.06.2020 Г. № 938 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТДЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗАЙМОВ ЧЛЕНАМ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ПО ТАКИМ ЗАЙМАМ»и подготовлены ответы на них:

Вопрос 1. Вправе ли саморегулируемая организация в Положении о компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств ограничить цели, размер выдаваемых займов, способы обеспечения исполнения обязательств заемщика.

Ответ: Согласно частям 3 и 11 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) содержание внутренних документов саморегулируемой организации, в том числе о компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств, определяется саморегулируемой организацией самостоятельно с соблюдением требований, установленных указанной статьей, и не может противоречить законодательству Российской Федерации.

При этом необходимо учитывать, что Постановлением предусмотрен реальный механизм оказания помощи саморегулируемыми организациями всем своим членам, оказавшимся в сложной экономической ситуации.

Принятые в сжатые сроки Правительством Российской Федерации такие неотложные меры в связи с введенными ограничениями, связанными с распространением новой коронавирусной инфекции, наделяют саморегулируемые организации правом (не обязанностью) предоставлять займы из средств компенсационного фонда договорных обязательств.

Установление саморегулируемыми организациями дополнительных ограничений к предельным показателям и условиям, определенным Постановлением, снижает возможности по оказанию финансовой помощи и приведет к сокращению круга лиц, которым она может быть предоставлена, а также ограничит возможность принятия решения саморегулируемой организацией о предоставлении займа с учетом фактической потребности в финансировании обязательств по договорам члена такой саморегулируемой организации.

Вопрос 2. Достаточно ли установленного Постановлением регулирования для предоставления саморегулируемой организаций займа и перечисления кредитной организацией средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств на банковский счет заемщика с учетом установленного частью 5 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации исчерпывающего перечня таких случаев?

Ответ: Использование средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств на предоставление займа члену саморегулируемой организации допускается только в определенный срок, и в этой связи такой случай установлен частью 17 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 191-ФЗ), который регулирует порядок введения в действие и применения норм Градостроительного кодекса.

Вопрос 3. Не будет ли выдача займа в силу статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации рассматриваться как расходование средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, ведь денежные средства поступают в собственность заемщика?

Ответ: По общему правилу, установленному частью 5 статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Федеральный закон № 315-ФЗ), средства компенсационного фонда могут размещаться и инвестироваться в целях их сохранения и прироста через управляющие компании, если иное не установлено федеральным законом. Федеральным законом № 191-ФЗ предусмотрен иной способ размещения средств компенсационных фондов: в займы, которые согласно статьи 810 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат возврату заимодавцу.

Вопрос 4. Куда направляется доход, полученный от предоставления в займы средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств?

Ответ: Полученные проценты за пользование займом перечисляются на основании подпунктов «и» и «к» пункта 6 Положения на специальный банковский счет саморегулируемой организации, с которого были переведены средства займа заемщику, и зачисляются в соответствующий компенсационный фонд саморегулируемой организации (часть 7 статьи 13 Федерального закона №315-ФЗ).

Вопрос 5: Согласно Постановлению саморегулируемая организация предоставляет займы только из средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. Следует ли из этого, что саморегулируемая организация может предоставлять займы только своим членам, оплатившим взнос в такой фонд?

Ответ: Постановление не содержит условий предоставления займов, которыми бы ограничивался круг членов саморегулируемой организации наличием права участвовать в конкурентных закупках.

Например, согласно подпункту «б» пункта 4 Постановления заем может выдаваться для выполнения подрядных работ по договорам, заключенным в целях строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. №214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Такие договоры не отнесены пунктом 3 части 1 статьи 55.5 Градостроительного кодекса к договорам, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Вопрос 6: Одним из способов обеспечения договора займа является поручительство третьих лиц. В случае взыскания с них заемных средств, насколько законно внесение их в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств с учетом части 3 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации?

Ответ: Частью 5 статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса определен особый правовой статус денежных средств компенсационного фонда саморегулируемой организации и при предоставлении займов такое имущество своего статуса не утрачивает.

Кроме того, в соответствии с частью 8 статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса также предусмотрено размещение средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в целях их прироста в депозиты. Возврат суммы депозита и уплата процентов на сумму депозита осуществляется именно на специальный банковский счет саморегулируемой организации, открытый для соответствующего компенсационного фонда.

Вопрос 7. Как определяется «фактическое количество членов саморегулируемой организации» на день принятия решения о предоставлении суммы займа?

Ответ: Членом саморегулируемой организации является индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, в отношении которого решение саморегулируемой организации о приеме вступило в силу (часть 12 статьи 55.6 Градостроительного кодекса) и в реестре членов саморегулируемой организации отсутствуют сведения о прекращении его членства в саморегулируемой организации (часть 3 статьи 55.7 Градостроительного кодекса). При этом необходимо учитывать, что в случае исключения индивидуального предпринимателя, юридического лица из членов саморегулируемой организации в градостроительном законодательстве его статус определяется словосочетанием «лицо, прекратившее членство в саморегулируемой организации» (часть 5 статьи 55.7 Градостроительного кодекса) либо «исключенный член саморегулируемой организации» (часть 10 статьи 3.3 Федерального закона №191-ФЗ).

Вопрос 8. Вправе ли саморегулируемая организация установить повышенные требования к заемщикам, а также обязанность его по предоставлению документов, подтверждающих соответствие таким требованиям, и дополнительные основания для отказа в предоставлении займа в сравнении с Постановлением.

Ответ: Согласно частям 3 и 11 статьи 55.5 Градостроительного кодекса содержание внутренних документов саморегулируемой организации, в том числе о компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств, определяется саморегулируемой организацией самостоятельно с соблюдением требований, установленных указанной статьей, и не может противоречить законодательству Российской Федерации.

При этом Постановлением не установлены исчерпывающие перечни требований к членам саморегулируемых организаций, которым может быть предоставлен заем.

Вместе с тем, при установлении дополнительных требований к заемщику саморегулируемой организации целесообразно исходить из обеспечения возможности реализации предоставленного права членом саморегулируемой организации, действительно нуждающимся в предоставлении займа, и возвратности заемных средств.

...

ФАС разъяснила порядок использования «согласия» на закупках в стройке

В первой части заявки на участие в закупке работ по капитальному ремонту предусмотрено исключительно «согласие» на выполнение закупаемых работ, отмечают в ФАС.

Во-первых, согласно п.8 ч.1 ст.33 44-ФЗ при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или сносу объекта капстроительства в закупочной документации должна быть представлена проектная документация, утвержденная в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности. Исключением являются случаи, когда подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также если закупка проводится в соответствии с ч.16 и 16.1 ст.34 44-ФЗ, при которых предметом контракта является, в том числе проектирование объекта капитального строительства. Во-вторых, согласно п.1 ч.3 ст.66 44-ФЗ первая часть заявки на участие в закупке (соответствующей с п.8 ч.1 ст.33 44-ФЗ) должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ, предусмотренных закупочной документацией. Такое согласие дается с использованием программноаппаратных средств электронной площадки.

ФАС России обращает внимание, что в соответствии с градостроительным законодательством в рамках подготовки проектной документации по капремонту заказчиком самостоятельно утверждаются отдельные разделы проектной документации, в том числе может быть подготовлена только смета. Таким образом, при проведении капитального ремонта объекта капстроительства заказчик обязан применять положения п.8 ч.1 ст.33 и п.1 ч.3 ст.66 44-ФЗ. Заказчику надлежит требовать от участника в первой части заявки на участие в закупке исключительно согласие.

...

Представители СРО-сообщества направили в Министерство экономического развития РФ вопрос: «Имеет ли право саморегулируемая организация осуществлять мониторинг информации, содержащейся в открытых источниках, например, сети «Интернет», о деятельности своих членов или только контроль за деятельностью своих членов путём проведения плановых и внеплановых проверок (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»?».
Причиной такого интереса стал неопределённый правовой статус самого понятия контроля за членами СРО. Ранее Ростехнадзор и Минстрой России на аналогичные запросы отвечали, что таковой контроль может быть осуществлён исключительно в форме плановых и внеплановых проверок. В самой сути запроса и потребностях более широкого подхода к ситуации с контролем ведомства либо не разобрались, либо разбираться не захотели. В свою очередь Минэкономразвития подошло к делу более развёрнуто.
Как сообщает сайт «Правда о СРО», письмом от 7 августа 2019 года № ОГ-Д24-7278 департамент контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Министерства экономического развития РФ ответил по существу поставленного вопроса следующим образом:
«Отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса СРО, деятельностью СРО, регулируются Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Закон № 315-ФЗ).
Основные функции, права и обязанности СРО предусмотрены в статье 6 Закона № 315-ФЗ, согласно которой осуществление контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью членов саморегулируемой организации в части соблюдения ими требований стандартов и правил СРО, условий членства в СРО является одной из основных функций СРО.
В соответствии со статьёй 9 Закона № 315-ФЗ, контроль за осуществлением членами СРО предпринимательской или профессиональной деятельности проводится саморегулируемой организацией путём проведения плановых и внеплановых проверок.
Осуществление саморегулируемой организацией мониторинга информации о деятельности своих членов, содержащейся в открытых источниках, в частности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Законом № 315-ФЗ не предусматривается.
Вместе с тем, в соответствии со статьёй 6 Закона № 315-ФЗ, саморегулируемые организации наряду с предусмотренными в указанной статье основными функциями и правами вправе осуществлять иные предусмотренные федеральными законами и уставом некоммерческой организации функции, а также иметь иные права, если ограничение таких прав не предусмотрено федеральным законом и (или) их учредительными документами.
В связи с этим считаем, что к функциям СРО её учредительными документами может быть отнесено осуществление мониторинга информации о деятельности членов СРО, содержащейся в открытых источниках, если иное не будет предусмотрено федеральными законами в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона № 315-ФЗ, согласно которой особенности осуществления СРО контроля за деятельностью своих членов могут устанавливаться федеральными законами.
При этом полагаем, что в случае выявления в рамках указанного мониторинга нарушения членом СРО требований стандартов и правил СРО, условий членства в СРО, результаты такого мониторинга могут являться в соответствии с частью 5 статьи 9 Закона № 315-ФЗ основанием для проведения саморегулируемой организацией внеплановой проверки деятельности такого члена».
Таким образом, Минэкономразвития России дало исчерпывающий и обоснованный ответ на вопрос заявителя.
Несмотря на то, что мониторинг, как форма контроля, законодательством не предусмотрен, он может осуществляться в рамках деятельности саморегулируемой организацией, если отражён во внутренних документах, но не может подменять собой непосредственно контрольные мероприятия. Результаты мониторинга должны являться лишь поводом для назначения внеплановой проверки в установленном порядке.

...

***

Представители СРО обратились в Минстрой России, с просьбой разъяснить вопросы учёта совокупного размера договорных обязательств в соответствие с нормами Градостроительного кодекса РФ. 
***
ВОПРОС: «Правильно ли считает саморегулируемая организация, полагая, что из совокупности норм главы 6.1 Градостроительного кодекса РФ следует, что совокупный размер обязательств не должен превышаться не только на конец отчётного периода – 31 декабря, но и в любой момент деятельности члена саморегулируемой организации, в том числе при заключении новых договоров с использование конкурентных способов заключения договоров?».
Минстрой России письмом от 9 июля 2019 года №25062-ОГ/02 дал подробные и мотивированные разъяснения по поставленному вопросу.
«Согласно положениям частей 3 и 6 статьи 558 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) член саморегулируемой организации не имеет права выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по соответствующим договорам подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, если совокупный размер обязательств по таким договорам превышает предельный размер обязательств, исходя из которого членом саморегулируемой организации был внесён взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 Кодекса.
При этом, согласно пункту 3 части 1 статьи 55.1 Кодекса, под договорами подряда, заключёнными с использованием конкурентных способов заключения договоров, понимаются договоры, заключённые с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным.
Частью 5 статьи 55.8 Кодекса установлена обязанность члена саморегулируемой организации вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации, при необходимости увеличения размера внесённого им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам, предусмотренного частью 11 или 13 статьи 55.16 Кодекса.
С учётом изложенного, совокупный размер обязательств члена саморегулируемой организации по договорам подряда, заключённым с использованием конкурентных способов заключения договоров, не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесён взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, на протяжении всего срока членства в саморегулируемой организации».
По мнению экспертов строительного саморегулирования, в данном случае с позицией Минстроя России следует полностью согласиться, так как толкование и применение части 4 статьи 55.8 и части 7 статьи 55.13 Градостроительного кодекса РФ в отрыве от иных норм, регламентирующих правоотношения по вопросу формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств и обеспечения ответственности членов СРО, нельзя признать достаточным и допустимым.

...

Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ опубликовал письмо, в котором ответил на вопросы строительных саморегуляторов о порядке расчёта фактического совокупного размера обязательств члена СРО. На это обратил внимание наш добровольный столичный эксперт, которому мы и передаём слово.
Речь идёт о возможности уменьшение цены указанных договоров на стоимость выполненных по ним этапов работ. По мнению главного строительного ведомства, российское градостроительное законодательство такую возможность не предусматривает.
Согласно части 7 статьи 55.13 Градостроительного кодекса РФ (далее – Кодекс) при проведении расчёта фактического совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации в него не включаются обязательства, признанные сторонами исполненными на основании акта приёмки результатов работ по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключённым таким членом с использованием конкурентных способов заключения договоров определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным.
В соответствии с частью 4 статьи 110.2 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Кодекса.
В этой связи, согласно пункту 3 порядка уведомления саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, членом указанной СРО о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, договорам подряда на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключённым таким лицом в течение отчётного года с использованием конкурентных способов заключения договоров, утверждённого приказом Минстроя России от 10 апреля 2017 года №700/пр, для определения фактического совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации используются суммы цен по всем таким договорам, действующим на дату его определения.
Таким образом, делает вывод правовой департамент Минстроя, при расчёте фактического совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации градостроительным законодательством не предусмотрено уменьшение цены указанных договоров на стоимость выполненных по ним этапов работ.
На известном Форуме о саморегулировании эксперты отметили, что в данном случае с министерским заключением можно поспорить. Если контрактом было предусмотрено поэтапное выполнение работ и их приёмка, которая при этом позволяет определить стоимость этапа работ, то акт приёмки этапа работ без замечаний позволяет исключить стоимость работ их совокупного размера обязательств.
А в качестве аргумента сослались на часть 7 статьи 55.13 ГрК РФ: «При проведении расчёта фактического совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключённым таким членом с использованием конкурентных способов заключения договоров, в него не включаются обязательства, признанные сторонами по указанным договорам подряда исполненными на основании акта приёмки результатов работ».
Таким образом, норма закона указывает на исполненность обязательств, признанных сторонами исполненными, но не указано на исполненность обязательств по всему договору.

...

1. Ответы НОСТРОЙ на наиболее часто задаваемые вопросы по НРС

2. ЗаНоСтрой РФ начал публиковать ответы экспертов на вопросы читателей ЗаНоСтрой.РФ о порядке осуществления саморегулируемыми организациями проверок фактического совокупного размера обязательств члена СРО.

3. Ростехнадзор обновил список основных вопросов-ответов в части надзора за деятельностью саморегулируемых организаций. 

Вопросы - ответы

ВОПРОС. У специалистов по организации строительства нужно дополнительно требовать, чтобы было написано «Прошли повышение квалификации по сносу объектов капитального строительства и реконструкции»? 
ОТВЕТ. Нет, не нужно! Согласно части 3 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ), к должностным обязанностям специалистов по организации строительства относятся:

  • организация входного контроля проектной документации объекта капитального строительства, проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства;
  • оперативное планирование, координация, организация и проведение строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, оперативное планирование, координация и организация сноса объекта капитального строительства;
  • приёмка законченных видов и отдельных этапов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, элементов, конструкций и частей объектов капитального строительства, сетей инженерно-технического обеспечения, их участков с правом подписи соответствующих документов;

Необходимо также отметить, что постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 (ред. от 21 апреля 2018 года) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» также содержат описание необходимых процедур по сносу ОКС.
Исходя из данных норм можно сделать вывод о том, что специалисты по организации строительства в процессе обучения по специальности получили базовые знания по выполнению работ по сносу объектов капстроительства.
ВОПРОС. По утилизации строительного мусора и материалов от разборки что-то нужно требовать от членов СРО по сносу в связи с увеличивающимся вниманием к экологии?
ОТВЕТ. В данном случае СРО самостоятельно вправе установить в своих внутренних документах требования к утилизации строительного мусора при осуществлении сноса ОКС. Вместе с тем, необходимо отметить, что Градостроительным кодексом РФ такие требования для их установки в СРО не являются обязательными и как правила регулируются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Оформляя договорные отношения, подрядчик и заказчик приходят к общему мнению относительно того, в какие сроки работа должна быть выполнена. Иногда указывается общий срок сдачи объекта, в других случаях регламентировано время исполнения каждого из этапов строительства. Сложно заранее спрогнозировать, сколько времени займёт исполнение обязательств по договору фактически, особенно если в процессе привлекаются субподрядчики и поставщики стройматериалов. Определённый запас по времени закладывается в момент заключения договора, но иногда он оказывается недостаточным, и это вызывает строительные споры.. В сложившейся ситуации заказчик может выбрать разные способы поведения: войти в положение и продлить сроки или же привлекать исполнителя к ответственности, применять штрафные санкции и так далее. Сам заказчик может быть также обвинён в нарушении установленных договором сроков, а именно в: несвоевременном перечислении аванса; несвоевременном допуске представителей исполнителя на объект; отказе своевременно подписывать акты выполненных работ.

Отказ заказчика от оплаты выполненных работ

Иногда заказчик прибегает к различным методам уклонения от оплаты выполненных подрядчиком работ или оказанных услуг. Можно сказать, что строительные споры вызываются именно этой причиной более чем в половине случаев. Для уклонения от своих обязательств заказчик может игнорировать полученные акты, не являться на объект строительства, или же отправить исполнителю мотивированный отказ от приемки работ. Кстати, до получения официального отказа от приемки работ (возражений на КС-2 и КС-3), односторонний акт выполненных работ является надлежащим доказательством исполнения подрядчиком своих обязательств по договору строительного подряда. Оформленный в одностороннем порядке акт выполненных работ должен быть подписан подрядчиком и должным образом направлен заказчику. Если дойдёт до судебного арбитражного разбирательства, то представители заказчика, скорее всего, будут искать изъяны в тексте договора, чтобы затем требовать признания его недействительным. Подрядчик может полагать в этом случае, что переживать не о чем – качественно выполненные работы обеспечат положительный исход разбирательства. Однако пригласить судью на строительную площадку не представляется возможным, а фото/видео материалы зачастую не оказывают желаемого эффекта, так как не являются надлежащими доказательствами в арбитражном процессе. Факторы, существенным образом влияющие на исход спора – это надлежащим образом оформленные документы, а также профессиональный арбитражный юрист, способный преподнести позицию предприятия в выгодном свете.

Претензии к качеству работы

Претензии к качеству выполненных строительных работ могут быть вызваны как ошибками, допущенными в ходе строительства, так и применением некачественных строительных материалов или неисправного оборудования. В зависимости от этого ответственность ложится либо на подрядчика, либо на поставщика оборудования и материалов (которым может быть и заказчик). Цель претензии сводится либо к снижению стоимости работ, либо к перекладыванию ответственности в случае появления аварийных ситуаций впоследствии. Чтобы адекватно оценить качество выполненных работ, вызывающих строительные споры, можно обратиться к услугам независимой экспертизы. Много фирм оказывает услуги подобного рода в самых разных регионах страны. Заключение строительно-технической экспертизы может включать объём и стоимость выполненных работ, обоснованность смет, техническое состояние возведённого строительного объекта, анализ применённых материалов (кирпича, металлоконструкций, бетона). Если о каких-то аспектах строительства невозможно сделать заключения после проведения работ, то ориентироваться придётся на имеющуюся документацию. Её наличие будет свидетельствовать в пользу исполнителя, а отсутствие может стать поводом для предъявления обоснованных претензий. Надо иметь ввиду, что проведенные до суда исследования специалистов будут иметь не такое большое значение для рассмотрения спора, как назначенные в рамках арбитражного судебного разбирательства официальные строительные экспертизы.

Превышение сметы строительных работ

Нередко строительные споры возникают ввиду того, что итоговая стоимость выполненных работ оказывается существенно выше зафиксированной в договоре. Причины, лежащие в основе превышения сметы, бывают различными и непосредственно влияют на результаты спора. Если подрядчик действовал в интересах заказчика и своевременно информировал последнего о возникшей необходимости в проведении работ, не оговоренных в смете, то получить причитающиеся средства будет гораздо легче. Разумеется, для этого потребуются документальные подтверждения того, что заказчик был надлежащим образом предупреждён и не выразил возражений в явной форме. В случае же, когда оказанные услуги не являются необходимыми для выполнения остальных обязательств по договору и предоставлены без ведома клиента, получить за них вознаграждение окажется крайне проблематично. Исход дела, касающегося превышения сметы, также тесно связан с тем, были ли подписаны акты КС-2 и КС-3.