+7 (831) 439 13 36

+7 (831) 439 13 43

+7 (831) 435 17 67

Нижний Новгород,

ул.Бульвар Мира, д.17А п.7

Нижний Новгород,

ул.Бульвар Мира, д.17А п.7

+7 (831) 439 13 36

+7 (831) 439 13 43

+7 (831) 435 17 67

+7 (831) 439 13 36

+7 (831) 439 13 43

+7 (831) 435 17 67

Нижний Новгород,

ул.Бульвар Мира, д.17А п.7

Вопрос-ответ

Главная » Другое » Вопрос-ответ

ЗаНоСтрой РФ начал публиковать ответы экспертов на вопросы читателей ЗаНоСтрой.РФ о порядке осуществления саморегулируемыми организациями проверок фактического совокупного размера обязательств члена СРО.
С 2019 года наступил период сбора уведомлений членов саморегулируемых организаций о соответствии фактического совокупного размера обязательств по договорам, и СРО предстоит правильно провести проверки и расчёты фактического совокупного размера обязательств по договорам.

ВОПРОС. Член СРО имеет задолженность (более 2-х месяцев) по членским взносам.
Можно ли начать дисциплинарное производство (нарушение, очевидно, и не требует дополнительной проверки), не оформляя Акт внеплановой контрольной проверки?

ОТВЕТ. Как правильно Вы написали, нарушение, очевидно, и не требует дополнительной фиксации в каком-либо виде (в виде Акта проверки). Однако ряд саморегулируемых организаций отнесли в своих внутренних документах неуплату членских взносов к нарушениям требований членства в СРО, и, согласно процедуре, установленной в этих СРО, требуется дополнительная фиксация нарушения требований к членству в виде неуплаты членских взносов, согласно внутренним документам СРО. В то же время, если во внутренних документах СРО не прописано прямо, что для установления факта неуплаты членских взносов, как нарушения требований к членству в СРО, то вынесение дела о таком нарушении на рассмотрение специализированного органа СРО по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия законом не возбраняется.
ВОПРОС. При мониторинге договоров ОДО выявлено значительное превышение уровня по ОДО. Назначена внеплановая проверка – в результате выясняется, что договора закрыты или частично закрыты (имеются акты выполненных работ КС-2 или КС-3) и превышение уровня ОДО по незакрытым договорам нет, но на момент заключения договоров уровень по ОДО был значительно превышен (нарушение имело место).
Какое дисциплинарное взыскание должно быть: предупреждение (без срока устранения, так как на момент проверки уровень ОДО не превышен) или приостановка (со сроком до повышения уровня, так как нарушения на момент заключения договоров было)? Мы понимаем, что всё должно быть прописано во внутренних документах СРО, но мы находимся как раз в стадии их корректировки и хотели бы знать Ваше мнение.

ОТВЕТ. Исходя из части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ, член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1). наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ;
2). если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесён взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
При этом, согласно части 5 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ, член СРО обязан самостоятельно оплатить дополнительный взнос в случае необходимости повышения уровня ответственности. Часть же 6 вводит запрет на заключение членом СРО не уплатившим дополнительный взнос новых договоров с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Исходя из указанных норм ГрК, заказчик не имел права заключать с таким членом СРО договор. Однако даже из представленной выписке из членов СРО при проведении конкурентных закупок заказчик не видит будет ли превышен уровень ответственности члена СРО в случае заключения договора.
СРО не в состоянии контролировать заключение каждым членом СРО каждого контракта. Таким образом, внесение дополнительного взноса в КФ ОДО законодателем оставлено на совесть членов СРО.
Как Вы написали, на момент проверки нарушение устранено, то есть уровень ответственности не превышен. Поэтому возникает риск оспорения в суде примененной к такому члену СРО меры дисциплинарного воздействия в виде приостановки права заключения новых договоров. Предупреждение при этом, на наш взгляд, не может носить действенный характер. Сопоставляя возможные последствия и риски СРО, как мы считаем, в описанном Вами случае объективной и действенной мерой дисциплинарного воздействия является штраф в размере дополнительного взноса в КФ ОДО, который член СРО должен был самостоятельно оплатить, при этом уровень ответственности члена СРО не повышается.
Хотелось бы дополнительно сказать, что на данный момент не известна позиция РТН о необходимости взыскания добровольно не уплаченных дополнительных взносов в КФ ОДО в случае превышения членом СРО предельного уровня ответственности в течении календарного года.
Представляется целесообразным ввести в форму выписки из реестра членов СРО совокупный размер обязательств по заключенным договорам на дату выдачи выписки из реестра членов СРО.
ВОПРОС. При проверке уровня ОДО выявлено превышение уровня ВВ. Дисциплинарное взыскание вынесено в виде приостановки права.
Правильно ли выставлять замечания по ВВ если проверка происходила по уровню ОДО? И как быть если договор с превышением по ВВ уже закрыт?
ОТВЕТ. Необходимо определиться с предметом проводимой проверки. Например, соответствие не превышения предельных уровней ответственности КФ СРО или не превышение уровня ответственности КФ ОДО. Если во втором случае, то потребуется отдельная проверка превышения уровня ответственности КФ ВВ на основании акта проверки превышения КФ ОДО.
Ответ на второй вопрос может быть дан по аналогии с ответом на предыдущий вопрос.
ВОПРОС. Организации уже вынесено требование и предписание на повышение уровня ОДО. Через пять дней после невыполнения требования право члена приостановлено.
Приостановленный член подсуетился и предоставил акты (КС-2 или КС-3) закрывающие частично договора и фактический сумма неисполненных договоров теперь не превышает уровень члена по ОДО. Дисциплинарка в этом случае закрывается и дальнейшие претензии СРО на повышение уровня снимаются?
Примечание. Есть опасения, что РТН по всем перечисленным случаям, может занять позицию, что СРО в нарушение законодательства и по своему попустительству не заставила своевременно члена повысить свой уровень и, следовательно, в СРО не достаёт КФ на указанную сумму.

ОТВЕТ. Предупреждение о превышении уровня ответственности направляется СРО, в соответствии с частью 8 статьи 55.13 Градостроительного кодекса РФ, по итогам проверки информации, представленной в уведомлении. Вместе с предупреждением направляется требование доплатить в КФ ОДО.
В случае, если член СРО предоставил акты (КС-2 или КС-3), закрывающие частично договоры, включительно по 31 декабря предыдущего года, то оснований взыскивать с члена СРО дополнительный взнос в КФ ОДО – нет. Если же в актах содержатся даты текущего года, то обязанность внесения дополнительного взноса в КФ СРО у члена СРО остаётся и СРО в таком случае обязано будет взыскать с члена СРО дополнительный взнос в КФ ОДО вследствие превышения по итогам года фактического совокупного размера обязательств.

ВОПРОС. Вправе ли член СРО не прикладывать к уведомлению документы, подтверждающие фактический совокупный размер обязательств?
ОТВЕТ. В соответствии с последним предложением части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ, член СРО вправе не представлять в СРО документы, содержащаяся в которых информация размещается в форме открытых данных.
ВОПРОС. Что должно быть указано в уведомлении члена СРО о фактическом совокупном размере обязательств?
ОТВЕТ. Требования к информации, содержащейся в уведомлении члена СРО о фактическом совокупном размере обязательств установлены приказом Минстроя России от 10 апреля 2017 года № 700/пр «Об утверждении Порядка уведомления саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, членом указанной саморегулируемой организации о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, договорам подряда на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключённым таким лицом в течение отчётного года с использованием конкурентных способов заключения договоров». Так в пункте 4 Порядка определены следующие требования к информации, которая в обязательном порядке должна быть в уведомлении члена СРО о фактическом совокупном размере обязательств:
а) сведения о являющемся членом саморегулируемой организации юридическом лице (фирменное наименование, место нахождения, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), дата приёма в члены саморегулируемой организации) или индивидуальном предпринимателе (фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес, основной государственный регистрационный номер для индивидуального предпринимателя (ОРГНИП), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), дата приёма в члены саморегулируемой организации);
б) сведения о фактическом совокупном размере обязательств по договорам по состоянию на 1 января отчётного года;
в) сведения о фактическом совокупном размере обязательств по договорам, которые были заключены членом саморегулируемой организации в течение отчётного года;
г) сведения о фактическом совокупном размере обязательств по договорам и обязательства, по которым признаны сторонами исполненными на основании акта приёмки результатов работ и (или) исполнение, по которым сторонами прекращено по основаниям, предусмотренным законом или договором, до приёмки заказчиком результата работы, в течение отчетного года;
д) сведения о фактическом совокупном размере обязательств по всем договорам, которые заключены членом саморегулируемой организации и исполнение которых на 31 декабря отчётного года не завершено.
ВОПРОС. Что подразумевается под сведениями о фактическом совокупном размере обязательств по договорам по состоянию на 1 января отчётного года?
ОТВЕТ. Под сведениями о фактическом совокупном размере обязательств по договорам по состоянию на 1 января отчётного года подразумевается перечисление всех договоров с указанием сумм таких договоров, заключённых членом СРО с использованием конкурентных способов договоров после 1 июля 2017 года.
ВОПРОС. Что подразумевается под сведениями о фактическом совокупном размере обязательств по договорам, которые были заключены членом саморегулируемой организации в течение отчётного года? 
ОТВЕТ. Под сведениями о фактическом совокупном размере обязательств по договорам, которые были заключены членом саморегулируемой организации в течение отчётного года подразумевается перечисление всех договоров с указанием сумм таких договоров, заключенных членом СРО с использованием конкурентных способов договоров в период с 1 января по 31 декабря года, предшествующего году в котором подаётся уведомление о фактическом совокупном размере обязательств.

Другие вопросы - ответы

ВОПРОС. У специалистов по организации строительства нужно дополнительно требовать, чтобы было написано «Прошли повышение квалификации по сносу объектов капитального строительства и реконструкции»? 
ОТВЕТ. Нет, не нужно! Согласно части 3 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ), к должностным обязанностям специалистов по организации строительства относятся:

  • организация входного контроля проектной документации объекта капитального строительства, проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства;
  • оперативное планирование, координация, организация и проведение строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, оперативное планирование, координация и организация сноса объекта капитального строительства;
  • приёмка законченных видов и отдельных этапов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, элементов, конструкций и частей объектов капитального строительства, сетей инженерно-технического обеспечения, их участков с правом подписи соответствующих документов;

Необходимо также отметить, что постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 (ред. от 21 апреля 2018 года) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» также содержат описание необходимых процедур по сносу ОКС.
Исходя из данных норм можно сделать вывод о том, что специалисты по организации строительства в процессе обучения по специальности получили базовые знания по выполнению работ по сносу объектов капстроительства.
ВОПРОС. По утилизации строительного мусора и материалов от разборки что-то нужно требовать от членов СРО по сносу в связи с увеличивающимся вниманием к экологии?
ОТВЕТ. В данном случае СРО самостоятельно вправе установить в своих внутренних документах требования к утилизации строительного мусора при осуществлении сноса ОКС. Вместе с тем, необходимо отметить, что Градостроительным кодексом РФ такие требования для их установки в СРО не являются обязательными и как правила регулируются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Ростехнадзор обновил список основных вопросов-ответов в части надзора за деятельностью саморегулируемых организаций. 
ВОПРОС. Какой рекомендуемый срок для приостановки права члена осуществлять подготовку проектной документации?
ОТВЕТ. В соответствии с частью 3 статьи 55.13 ГрК РФ срок приостановки действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства допускается не более чем на шестьдесят календарных дней. Учитывая изменения вышеуказанной статьи, вступающие в силу с 1 июля 2017 года, саморегулируемая организация самостоятельно устанавливает сроки приостановления права членов «с учётом их разумности».
ВОПРОС. В случае, если член СРО не уведомил в установленный срок об устранении нарушений, повлекших применение к нему меры дисциплинарного воздействия, вследствие чего к члену возможно ли применение более жёстких мер дисциплинарного воздействия? Также необходимо ли проводить в данном случае внеплановую проверку с фиксацией факта неустранения нарушений и составлением соответствующего акта?
ОТВЕТ. Правила контроля за деятельностью членов саморегулируемой организации и порядок применения мер дисциплинарного воздействия устанавливаются саморегулируемой организацией самостоятельно. При этом саморегулируемая организация при разработке указанных документов в части оснований для проведения внеплановых проверок вправе за аналогию применить положения статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
ВОПРОС. Почему орган по контролю не может вынести меру дисциплинарного воздействия – предписание или предупреждение сразу же после проведения проверки?
Ответ. В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона от 1 декабря 2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» предписание и предупреждение являются мерами дисциплинарного воздействия, решение о применении которых принимает орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия.
ВОПРОС. В соответствии с частью 2 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с 1 июля 2017 одним из оснований для исключения из членов является неисполнение предписаний органов государственного строительного надзора. Относится ли это к СРО, в которую входят изыскательские организации?
ОТВЕТ. Предмет государственного строительного надзора определён статьёй 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Государственный строительный надзор осуществляется только при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства. Таким образом, установление во внутренних положениях указанного основания для исключения из членов саморегулируемой организации будет являться избыточным в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих инженерные изыскания.
ВОПРОС. Вся страна переходит на электронный документооборот, а СРО с нас при проверках для подтверждения соответствия их требованиям требует документы давать только на бумаге. Кто прав?
ОТВЕТ. К основным функциям саморегулируемой организации, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», в том числе относится разработка и установление условий членства в саморегулируемой организации. Порядок представления документов для подтверждения соответствия условиям членства и соответствия требованиям к выдаче свидетельств о допуске устанавливается саморегулируемой организацией самостоятельно. Порядок и правила использования электронной подписи установлены Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Таким образом, в случае если саморегулируемой организацией внутренними документами, принятыми и утверждёнными в установленном порядке, не установлена возможность направления документов их членами в электронном виде, то документы представляются в бумажном виде, оформленные надлежащим образом.
ВОПРОС. Возможно ли применение в качестве меры дисциплинарного воздействия понижение уровня ответственности?
ОТВЕТ. Нет, это неправомерно, поскольку изменение уровня ответственности возможно только на основании волеизъявления члена саморегулируемой организации.
Пропущенные подрядчиком сроки строительства

Оформляя договорные отношения, подрядчик и заказчик приходят к общему мнению относительно того, в какие сроки работа должна быть выполнена. Иногда указывается общий срок сдачи объекта, в других случаях регламентировано время исполнения каждого из этапов строительства. Сложно заранее спрогнозировать, сколько времени займёт исполнение обязательств по договору фактически, особенно если в процессе привлекаются субподрядчики и поставщики стройматериалов. Определённый запас по времени закладывается в момент заключения договора, но иногда он оказывается недостаточным, и это вызывает строительные споры.. В сложившейся ситуации заказчик может выбрать разные способы поведения: войти в положение и продлить сроки или же привлекать исполнителя к ответственности, применять штрафные санкции и так далее. Сам заказчик может быть также обвинён в нарушении установленных договором сроков, а именно в:

несвоевременном перечислении аванса;

несвоевременном допуске представителей исполнителя на объект;

отказе своевременно подписывать акты выполненных работ.

Отказ заказчика от оплаты выполненных работ

Иногда заказчик прибегает к различным методам уклонения от оплаты выполненных подрядчиком работ или оказанных услуг. Можно сказать, что строительные споры вызываются именно этой причиной более чем в половине случаев. Для уклонения от своих обязательств заказчик может игнорировать полученные акты, не являться на объект строительства, или же отправить исполнителю мотивированный отказ от приемки работ. Кстати, до получения официального отказа от приемки работ (возражений на КС-2 и КС-3), односторонний акт выполненных работ является надлежащим доказательством исполнения подрядчиком своих обязательств по договору строительного подряда. Оформленный в одностороннем порядке акт выполненных работ должен быть подписан подрядчиком и должным образом направлен заказчику. Если дойдёт до судебного арбитражного разбирательства, то представители заказчика, скорее всего, будут искать изъяны в тексте договора, чтобы затем требовать признания его недействительным. Подрядчик может полагать в этом случае, что переживать не о чем – качественно выполненные работы обеспечат положительный исход разбирательства. Однако пригласить судью на строительную площадку не представляется возможным, а фото/видео материалы зачастую не оказывают желаемого эффекта, так как не являются надлежащими доказательствами в арбитражном процессе. Факторы, существенным образом влияющие на исход спора – это надлежащим образом оформленные документы, а также профессиональный арбитражный юрист, способный преподнести позицию предприятия в выгодном свете.

Претензии к качеству работы

Претензии к качеству выполненных строительных работ могут быть вызваны как ошибками, допущенными в ходе строительства, так и применением некачественных строительных материалов или неисправного оборудования. В зависимости от этого ответственность ложится либо на подрядчика, либо на поставщика оборудования и материалов (которым может быть и заказчик). Цель претензии сводится либо к снижению стоимости работ, либо к перекладыванию ответственности в случае появления аварийных ситуаций впоследствии. Чтобы адекватно оценить качество выполненных работ, вызывающих строительные споры, можно обратиться к услугам независимой экспертизы. Много фирм оказывает услуги подобного рода в самых разных регионах страны. Заключение строительно-технической экспертизы может включать объём и стоимость выполненных работ, обоснованность смет, техническое состояние возведённого строительного объекта, анализ применённых материалов (кирпича, металлоконструкций, бетона). Если о каких-то аспектах строительства невозможно сделать заключения после проведения работ, то ориентироваться придётся на имеющуюся документацию. Её наличие будет свидетельствовать в пользу исполнителя, а отсутствие может стать поводом для предъявления обоснованных претензий. Надо иметь ввиду, что проведенные до суда исследования специалистов будут иметь не такое большое значение для рассмотрения спора, как назначенные в рамках арбитражного судебного разбирательства официальные строительные экспертизы.

Превышение сметы строительных работ

Нередко строительные споры возникают ввиду того, что итоговая стоимость выполненных работ оказывается существенно выше зафиксированной в договоре. Причины, лежащие в основе превышения сметы, бывают различными и непосредственно влияют на результаты спора. Если подрядчик действовал в интересах заказчика и своевременно информировал последнего о возникшей необходимости в проведении работ, не оговоренных в смете, то получить причитающиеся средства будет гораздо легче. Разумеется, для этого потребуются документальные подтверждения того, что заказчик был надлежащим образом предупреждён и не выразил возражений в явной форме. В случае же, когда оказанные услуги не являются необходимыми для выполнения остальных обязательств по договору и предоставлены без ведома клиента, получить за них вознаграждение окажется крайне проблематично. Исход дела, касающегося превышения сметы, также тесно связан с тем, были ли подписаны акты КС-2 и КС-3.

Правительство утвердило перечень банков для спецсчетов и список ЭТП

Перечень банков для открытия спецсчетов и окончательный список ЭТП — это решения, которые завершают первый этап реформы в госзакупках в 2018 году. В список включили 18 банков и 9 торговых платформ. Из статьи вы узнаете, на каких площадках участникам необходимо будет пройти дополнительно аккредитацию, а также входит ли обслуживающий ваш расчетный счет банк в список правительства.

Перечень банков для открытия спецсчетов 17.07.2018 на официальном сайте правительства опубликовано Распоряжение № 1451-р от 13.07.2018. Оно утвердило список банков, в которых участники закупок могут открывать специальные счета. Эти банки соответствуют требованиям, которые утверждены Постановлением Правительства № 748 от 29.06.2018. В частности, требованиям о финансовой устойчивости. Это необходимо для обеспечения полноценной защиты денег, которые участники госзакупок будут держать на специальных счетах в целях обеспечения заявок на участие в электронных закупках. Напомним, что в случае если расчетный счет участника закупок открыт в банке, который попал в список, то необходимо заключить дополнительное соглашение об использовании имеющегося счета в качестве специального. Если же расчетный счет ведется другой организацией, то для участия в закупках необходимо открыть новый спецсчет в банковской организации из списка. 

Перечень ЭТП для электронных торгов Одновременно с перечнем банков для спецсчетов правительство сформировало и список электронных торговых площадок (ЭТП), на которых будут проходить электронные торги по новым правилам. 17.07.2018 на сайте правительства разместили Распоряжение Правительства № 1447-р от 12.07.2018, которое и утвердило окончательный список ЭТП. Единственной специализированной электронной торговой платформой стала ЭТП «АСТ-ГОЗ». Эта площадка была создана в прошлом году Сбербанком и госкорпорацией «Ростех» специально для проведения в электронной форме закупок в рамках гособоронзаказа

Распоряжение Правительства от 12 июля 2018 г. № 1447-р