372-ФЗ. Минусов значительно больше, чем плюсов!
23 ноября 2018
Переходный период кардинальной реформы системы саморегулирования в строительной отрасли завершён. Однако прошедший год эксперты считают лишь началом большой работы, в рамках которой ещё предстоит решать многие вопросы. В целом уже сегодня деятельность СРО строители оценивают положительно, сообщает читателям отраслевой журнал «Вестник». Наш добровольный эксперт из Великого Новгорода внимательно изучил представленные мнения и выделил наиболее актуальные из них. *** «Законодательство в области саморегулирования достаточно молодое. Ведь 10 лет – это далеко не тот срок, который позволяет в полной мере преодолеть все естественные «болезни роста», присущие любому процессу, – комментирует директор Ассоциации – региональное отраслевое объединение работодателей саморегулируемая организация «Астраханские строители» (СРО «Астраханские строители», СРО-С-128-21122009) Равиль Умеров. – Федеральный закон № 372, вступивший в силу в июле прошлого года, стал одним из важных этапов в истории саморегулирования, возможно, ещё и не последним. При всех недоработках этого закона он всё же смог пресечь деятельность значительного числа недобросовестных саморегуляторов. Тех, которые выдавали свидетельства о допуске без оплаты в полном объёме взносов в компенсационный фонд, не проверяли строителей на соответствие установленным квалификационным требованиям». Участники профессионального сообщества отмечают, что благодаря реформе зачистка рынка от недобросовестных игроков стартовала на высшем уровне. «Выявить недобросовестные организации позволило требование закона о необходимости размещения средств компенсационных фондов на специальных счетах уполномоченных банков, – уверен генеральный директор Саморегулируемой организации Ассоциация «Объединение проектировщиков Южного и Северо-Кавказского округов» (СРО АС «ЮгСевКапПроект», СРО-П-033-30092009) Григорий Сеферов. – Недобросовестные саморегуляторы при проверке Ростехнадзором просто были исключены из Государственного реестра». Начало реформы ознаменовалось и активным движением строителей. Тех, которые в своё время вступали в СРО других регионов, польстившись на «льготные» условия получения допуска, отсутствие контроля работ и финансовые послабления по оплате взносов в компенсационный фонд. В рамках нового законодательства им пришлось выбирать нового саморегулятора по месту регистрации. Однако многих ждало разочарование. «Более ста «возвращенцев» пришли в нашу СРО. Из них только единицы сумели перевести средства компенсационного фонда, – сообщает господин Умеров. – В остальных случаях компфонды просто исчезли. Эти строительные компании были вынуждены платить взносы заново, в полном объёме». «Статистика по возврату средств из компенсационных фондов, исключённых из реестра СРО, катастрофическая, – соглашается Антон Колесников, генеральный директор ООО «КАП Групп». – На мой взгляд, «зачистка» реестра СРО началась слишком поздно. Принцип регионализации, являющийся на бумаге хорошим замыслом, показал слабые места, а именно фактическую монополизацию СРО в некоторых регионах России». Неудивительно, что строители сталкиваются, порой с непреодолимыми препятствиями, начиная от нежелания недобросовестных СРО переводить им взносы и заканчивая банальными недоработками реформы. Например, при смене юридического адреса на другой регион компания не только не может вернуть или перевести уплаченный ранее взнос в компенсационный фонд, но и даже выйти по собственному желанию из СРО. Поскольку в этом случае она лишается права состоять в саморегулируемой организации в ближайший год, что равносильно уходу с рынка. В Минстрое России считают, что столь жёсткая система мер позволила минимизировать финансовые злоупотребления со стороны саморегуляторов и выявить реальный размер компенсационных фондов. Он составил более 80-ти миллиардов рублей. При этом свыше 30-ти миллиардов куда-то «исчезло». К этой ситуации привело не только недостаточное нормативное регулирование условий размещения компфондов, но и формальный подход СРО к выполнению своих обязанностей. Новая реформа изменила и систему взносов в компенсационные фонды. Создан фонд обеспечения договорных обязательств, но только для лиц, участвующих в регулируемых конкурентных закупках. На практике это привело к увеличению расходов строителей. «Федеральный закон № 372-ФЗ повысил уровень отчислений строительных компаний в компенсационные фонды, – сообщает председатель Совета Ассоциации саморегулируемая организация «Строители Свердловской области» (АСРО «ССО», СРО-С- 046-06102009) Виктор Суруда. – Ядро нашей СРО состоит из крупных организаций сферы промышленного строительства. И им пришлось дополнительно внести почти 100 миллионов рублей в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств». Одной из актуальных проблем 372-ФЗ эксперты считают кадровый дефицит специалистов, необходимых для членства в саморегулируемой организации и занесения в Национальный реестр. С 2017 года к ним были повышены требования. «Досадно, что в НРС не допускается внесение специалистов со средним техническим образованием, – отмечает исполнительный директор Ассоциации «Саморегулируемая организация «Объединение строителей Калужской области»(Ассоциация «СРО «ОСКО», СРО-С-176-18012010) Александр Савченко. – Это в корне неверно, поскольку многие строители успешно работают в отрасли более 30-ти лет. Они обладают большими знаниями, чем выпускники вузов, даже со стажем работы 10 лет». Инициативу по снижению требований к специалистам НРС поддерживает и профильный комитет «Опоры России». «Мы последовательно выступаем за либерализацию этих требований. Снижение общего стажа работы позволит и молодым сотрудникам, и выпускникам строительных вузов ощущать перспективы своего роста», – уточняет Николай Циганов, руководитель комитета по строительству, член правления президиума «Опоры России», президент ГК «Премьер». По новым требованиям законодательства уже невозможно трудоустроить одних и тех же специалистов с соответствующим образованием и стажем одновременно в несколько строительных компаний – к нескольким членам СРО. В результате на них появился высокий спрос. Рынок молниеносно отреагировал новым предложением – мошенничеством в виде спекуляции специалистами НРС. Руководители СРО сходятся во мнении, что, спустя год работы строительной отрасли по новым правилам, всё ещё сохраняются пробелы в понимании и правильном применении 372-ФЗ. Сегодня профессиональное сообщество пребывает в ожидании очередных трансформаций. Их внесёт реализация проекта новой редакции Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». С точки зрения экспертов, принятие новой редакции базового для саморегулирования закона неизбежно повлечёт за собой необходимость корректировки отраслевого законодательства. Однако строители считают, что для решения всех задач не требуется постоянно менять «правила игры», а достаточно лишь усилить контроль над качеством исполнения задач. Поэтому участники профессионального сообщества позитивно восприняли предложение главы Минстроя России Владимира Якушева о введении моратория на изменения в Градостроительном кодексе РФ. По словам министра, сегодня в стадии разработки находится три серьёзных документа. После них и будет наложен мораторий, как это было в налоговом законодательстве. |