7 декабря 2018 года в Екатеринбурге в рамках V Международного форума высотного и уникального строительства 100+ Forum Russia состоялся семинар на тему «Взаимодействие саморегулируемых организаций с заказчиками, контрольными и надзорными органами при выполнении членами контрактов, заключенных на конкурсной основе. Результаты первой практики применения», организованный Национальным объединением строителей.
Модератором мероприятия выступил Первый заместитель Исполнительного директора НОСТРОЙ Валентин Власов, а спикерами мероприятия стали член Совета НОСТРОЙ, координатор НОСТРОЙ по УФО Сергей Лекомцев, заместитель Исполнительного директора НОСТРОЙ Валерий Карпов, директор Департамента нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ Александр Мешалов, директор Департамента права Союза строительных компаний Урала и Сибири Наталья Разумова и заместитель председателя Комитета НОСТРОЙ по развитию строительной отрасли и контрактной системы, генеральный директор СРО АСК «МСК» Павел Малахов.
В семинаре приняли участие представители муниципальных образований Свердловской области, саморегулируемых организаций, служб единых заказчиков, Главного контрольного управления Челябинской области, а также представитель Департамента строительства ХМАО.
В начале семинара Сергей Лекомцев рассказал о деятельности саморегулируемых организаций Свердловской области, а также отдельно остановился на конкретных нарушениях, допущенных заказчиками и саморегулируемыми организациями при заключении договоров с использованием конкурентных способов. Он сообщил, что есть контракты, заключенные с организациями, которые не являются членами СРО, а также часто встречаются нарушения, связанные с неуплатой строительными организациями взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, либо стоимость контракта превышает уровень ответственности по возмещению вреда.
Сергей Лекомцев отметил, что важнейшим инструментом для работы в СРО должна стать система контроля исполнения договорных обязательств членами саморегулируемых организаций, разработанная Национальным объединением строителей. В сегодняшнем виде она позволяет иметь общую информацию по контрактам и выявлять нарушения даже на стадии их заключения. Дальнейшее развитие этой системы в самих СРО на основе информации, предоставляемой заказчиком в соответствии с приказом Минстроя России № 336, и электронного документооборота со своими членами позволит обеспечить контроль за выполнением условий контракта на всех его этапах.
Павел Малахов подробно рассказал о существующей практике присвоения рейтинговой оценки в разных отраслях. В практике института рейтингования в России присутствует риск коммерциализации (плата за присвоение высшей оценки), зачастую оценка показателей разнится в связи с отсутствием единых критериев отбора. В России широко распространены финансовые рейтинги. Что касается строительной отрасли, то здесь внимание преимущественно уделяется компаниям-застройщикам. При этом для саморегулируемых организаций рейтингование членов может стать механизмом объективной оценки их деятельности, а некоммерческий характер такого рейтингования – залогом его востребованности для потребителей и заказчиков. При этом рейтинг, по сути, является разновидностью риск-ориентированного подхода, который и сейчас СРО должны применять при контроле за деятельностью своих членов.
Валерий Карпов рассказал о разработанной НОСТРОЙ автоматизированной системе «Единый реестр сведений об обязательствах членов СРО», а также о дальнейшем развитии системы, включая создание Личных кабинетов для заказчиков, членов СРО и надзорных органов. Уже сегодня, используя программное обеспечение НОСТРОЙ, СРО контролирует более 270 тысяч договоров подряда, которые заключили 34 тысячи действующих членов СРО. Создание Личных кабинетов членов СРО, заказчиков и надзорных органов позволит объединить всех участников строительного рынка в Единое информационное пространство как для обеспечения исполнения обязательств по договорам подряда, так и для организации обмена документами в электронном виде.
Александр Мешалов в своем выступлении остановился на механизмах взаимодействия СРО, заказчиков, органов надзора на этапах заключения и исполнения типовых Государственных контрактов на создание объектов капитального строительства. В целом, как и ранее, такое взаимодействие основывается на желании заинтересованных сторон, которое выражается в совместных соглашениях об информационном обмене и взаимодействии. Вместе с тем типовой контракт частично регулирует взаимодействие заказчиков, подрядчиков и СРО – введена обязанность подрядчиков обеспечивать доступ представителей СРО на объект строительства для обеспечения контроля.
В завершение семинара выступила Наталья Разумова с докладом о контроле в сфере закупок строительных работ. По ее словам, назрела необходимость сразу в нескольких направлениях работы:
- создании автоматизированного контроля, совершенствовании электронного ресурса обязательств членов СРО по государственным (муниципальным) контрактам в направлении объединения, актуализации сведений о таких контрактах и этапах их исполнения;
- создании методологии осуществления контроля СРО за исполнением договорных обязательств членами СРО, а также проведении общественного контроля в сфере закупок, взаимодействия с заказчиками строительных работ и контрольно-надзорными органами в сфере строительства;
- инициативы СРО по взаимодействию с участниками контрольно-надзорной деятельности на основе обмена информацией в рамках компетенций, формировании общих позиций в правоприменительной практике;
- инициативе органов контроля (в том числе сфере закупок) по вовлечению СРО в сферу контроля и надзора за строительством.
По итогам обсуждения участники дискуссии приняли за основу резолюция, в которой отражены проблемные вопросы в сфере взаимодействия саморегулируемых организаций с заказчиками, контрольными и надзорными органами при выполнении членами СРО контрактов, заключенных на конкурсной основе, а также предлагаются их решения. Участникам дискуссии предложено в течение недели направить дополнительные предложения в резолюцию. |