Минфин предлагает отменить страхование, как механизм обеспечения имущественной ответственности членов СРО
Ведомство Антона Силуановаподготовило свои предложения по механизму страхования ответственности за неисполнение договорных обязательств. Предложения направлены на согласование в Минэкономразвития России, Центральный Банк РФ и Минстрой России. На это обратил внимание наш добровольный подмосковный эксперт, которому мы и уступаем место на нашей народной трибуне.
Министерство финансов РФ, конечно, напрямую не имеет в виду компфонды ОДО строительных, проектных и изыскательских саморегулируемых организаций. И тем не менее, саморегуляторам также есть смысл присмотреться к идеям Минфина, поскольку с большой степенью вероятности предложения, обкатанные в других сферах, могут затронуть и строительный комплекс. А кое-что из предложений ведомства и напрямую относится к деятельности СРО важнейшей отрасли России.
Как сообщает Интерфакс со ссылкой на собственные источники в Министерстве финансов РФ, новые подходы кардинально меняют действующие принципы организации «вменённого» страхования ответственности в Российской Федерации как механизма исполнения обязательств. В том числе изменения касаются отношений с потребителями по заключённым с ними договорам в рамках СРО.
Как известно, «вменённое страхование» предполагает свободу отказать в заключении договора страхования ответственности для страховщика, но требует обязательного предоставления фингарантий от страхователя в силу закона. В числе фингарантий, конечно, могут приниматься и банковские гарантии, однако цена такой услуги в разы больше, чем премия по договору страхования ответственности. Именно этот договор чаще всего используется субъектами рынка в качестве гарантии исполнения профессиональных и договорных обязательств перед клиентами.
Результаты проведённого Минфином анализа правоприменительной практики позволяют сделать вывод о том, что страхование гражданской ответственности за нарушение договора не может рассматриваться в качестве финансового обеспечения исполнения обязательств по договору. Такие договоры могут рассматриваться только в качестве дополнительного механизма возмещения убытков. Так считают в министерстве и предлагают закрепить этот подход в ряде законов.
Более того, Минфин предложил исключить страхование как механизм обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций. По словам собеседника агентства, такая позиция, скорее всего, будет поддержана Минэкономразвития, отношение ЦБ к инициативам Минфина ему не известно.
«В результате Минфином предложено установить для органов управления СРО права самостоятельно определять необходимость и основания для заключения договора страхования гражданской ответственности членов вместо обязанности делать это. Также предложено исключить положение об аккредитации страховщиков при СРО. Анализ практики показал, что такая аккредитация СК в СРО в ряде случаев проводится за деньги и предвзято. Порой и сами СК отказываются от заключения подобных договоров из-за невозможности оценить риск наступления страхового случая, адекватно провести тарифные расчёты», – отметил собеседник агентства.
Кроме того, как отмечает Минфин в обосновании законодательных инициатив, в российской практике отсутствуют выплаты по договорам страхования ответственности застройщиков перед дольщиками, поскольку люди твёрдо намерены ждать завершения строительства и настроены получить квартиру, а не обесценившуюся за время строительства сумму страховой выплаты.
В числе инициатив Минфина — приведение положений федеральных законов, устанавливающих требования к условиям договоров страхования гражданской ответственности, в соответствие с положениями Гражданского кодекса РФ в части перечня страховых случаев и страховых рисков, а также страховые сумм.
По словам источника, имеется в виду, к примеру, законодательное требование к страховщикам, включённое в отдельные законы, по возмещению ущерба за вред умышленных действий застрахованного члена СРО.