+7 (831) 439 13 36

+7 (831) 439 13 43

+7 (831) 435 17 67

Нижний Новгород,

площадь М. Горького, д. 4/2, офис 32

Нижний Новгород,

площадь М. Горького, д. 4/2, офис 32

+7 (831) 439 13 36

+7 (831) 439 13 43

+7 (831) 435 17 67

Карта сайта

+7 (831) 439 13 36

+7 (831) 439 13 43

+7 (831) 435 17 67

Нижний Новгород,

площадь М. Горького, д. 4/2, офис 32

Госзакупки: что нового в нормативной базе принес 2019 год?

Главная » Новости » Госзакупки: что нового в нормативной базе принес 2019 год?
10 января 2019
В конце декабря 2018 г. – начале января 2019 г. вступают в силу многочисленные изменения в законодательство Российской Федерации о контрактной системе.

1 БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТИ КОНТРОЛЯ ЗАКУПОК
Суть изменений:

Восстановлен «блокирующий» контроль в отношении заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъектов РФ и для муниципальных нужд.

Согласно части 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за:

1) соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;

2) соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

а) в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;

б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;

в) в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

г) в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов.

При этом с 01 января 2019 года возобновляется действие положений абзаца второго пункта 14, абзаца второго пункта 15 (в части неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок объектов контроля до устранения выявленных нарушений) Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 1367, в отношении заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения государственных нужд субъектов Российской Федерации (муниципальных нужд).

Это предусмотрено пунктом 3 постановления Правительства РФ от 20.03.2017 № 315 «О внесении изменений в Правила осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Практические последствия изменений:
Согласно данным официального сайта ЕИС – www.zakupki.gov.ru обновлённая 05.01.2019 г. версия ЕИС предусматривает восстановление такого «блокирующего» контроля при осуществлении закупок для нужд субъектов РФ и для муниципальных нужд.

При этом, по мнению автора обзора (Дон В.В.), никто не знает, как поведёт себя функционал ЕИС при восстановлении такого «блокирующего» контроля при осуществлении закупок для нужд субъектов РФ и для муниципальных нужд.

Напоминаем читателям, что первая попытка повсеместного внедрения такого «блокирующего» контроля в 2017 году привела к тому, что вся система закупок в рамках 44-ФЗ была фактически парализована в 1-м квартале 2017 года.

Данный грандиозный провал явился одной из причин передачи полномочий по регулированию контрактной системы из ведения Минэкономразвития России Минфину России.

С того момента, многие субъекты РФ и муниципальные образования ввели собственные региональные и муниципальные информационные системы, которые ТЕОРЕТИЧЕСКИ должны быть интегрированы с обновлённой версией ЕИС.

Однако, проводилась ли какая-то заблаговременная подготовка региональных и муниципальных информационных систем к предстоящим изменениям известно только Федеральному казначейству и разработчикам этого обновления ЕИС.

Скорее всего, специалистам по закупкам в рамках 44-ФЗ, осуществляющим закупки для нужд субъектов РФ (муниципальных нужд), снова предстоит участие в добровольно-принудительном «эксперименте» по тестированию неотработанного функционала ЕИС вместе с региональными и муниципальными информационными системами.

В связи с этим какие-либо объективные причины для оптимизма в отношении стабильности работы в ЕИС в 1-м квартале 2019 года отсутствуют.

2 БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАКУПОК
1 изменение: Формирование, утверждение и размещение планов закупок на 2019 финансовый год и на плановый период 2020-2021 гг. федеральными государственными бюджетными учреждениями и федеральными автономными учреждениями в случаях, установленных Законом № 44-ФЗ, будет осуществляться через систему «Электронный бюджет».

Суть изменений:

В соответствии с пунктом 6 Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 № 1168, размещение в ЕИС планов закупок федеральными заказчиками осуществляется посредством информационного взаимодействия ЕИС с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – система «Электронный бюджет»).

При этом согласно письму Минфина России от 23.10.2018 г. № 21-02-04/75903 с 2019 года для заказчиков – федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений в случаях, установленных Законом № 44-ФЗ размещение планов закупок на 2019 финансовый год и на плановый период 2020-2021 г. путём заполнения экранных форм в личном кабинете ЕИС будет прекращено.

Соответственно, с 2019 года все категории федеральных заказчиков формируют, утверждают и размещают планы закупок исключительно через систему «Электронный бюджет».

Практические последствия изменений:
Любому заказчику, являющемуся федеральным государственным учреждением, необходимо формировать, утверждать и размещать план закупок на 2019 финансовый год и на плановый период 2020-2021 гг. через систему «Электронный бюджет» (http://ebudget.minfin.ru ).

Полномочия по формированию, утверждению планов закупок в системе «Электронный бюджет» должны быть автоматически предоставлены участникам системы «Электронный бюджет», ранее уполномоченным на формирование и ведение планов финансово-хозяйственной деятельности.

При этом порядок формирования и размещения планов-графиков закупок осуществляется без изменений и выполняется в личном кабинете ЕИС, но ответственные сотрудники оператора системы – Минфина России, сами не понимают, как именно этот модуль планирования системы «Электронный бюджет», функционирует.

ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРОЦЕДУР ЗАКУПОК
1  изменение: Установлена обязательность применения электронных процедур для большинства закупок.

Суть изменений:

Согласно части 43 статьи 112 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд с 1 января 2019 года определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур:
• аукциона;
• конкурса;
• запроса котировок;
• запроса предложений.

При этом заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения не вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме (в т.н. «бумажной» форме).

Исключения, когда после 01.01.2019 г. допускается осуществлять закупки «в бумажном виде», прямо перечислены в части 44 статьи 112 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе:
• обеспечение деятельности заказчика на территории иностранного государства (ст. 75, 111.1);
• оказание скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме (ст. 76);
• оказание гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (ст.80, 82);
• проведение закрытых закупок (ст. 84);
• проведение закупок у единственного поставщика (ст. 93);
• поведение закупок в соответствии с решением Правительства РФ (ст. 111).

Практические последствия изменений:
С 01.01.2019 г. в большинстве случаев невозможно проводить т.н. «бумажные» процедуры закупок.

При этом вопреки оптимистическим заявлениям авторов данной реформы какого-либо массового применения иных конкурентных способов электронных закупок, кроме электронного аукциона, по мнению автора (Дон В.В.), не предвидится по следующим объективным причинам:

- предлагаемые в новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системе такие способы закупок, как конкурс в электронной форме и запрос котировок в электронной форме являются труднореализуемыми, так как излишне усложнены и удлинены в части порядка и сроков их проведения.

Это неизбежно приведёт к увеличению заказчиками использования такого способа закупки, как электронный аукцион, по сравнению с другими конкурентными способами закупок.

2 изменение: Отменена обязанность по предоставлению обеспечения заявок для бюджетных и автономных учреждений, участвующих в процедурах в качестве участников закупки.

Суть изменений:

Федеральным законом от 27.12.2018 № 502-ФЗ с 27.12.2018 г. изложена в новой редакции часть 6 статьи 44 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Согласно изменениям любые государственные и муниципальные учреждения, в том числе бюджетные и автономные, а не только казённые, которые участвуют в процедурах закупок в качестве участников, с этой даты освобождаются от обязанности предоставлять обеспечение заявки.

Практические последствия изменения:

Это существенным образом облегчает участие бюджетных и автономных учреждений в процедурах закупок в качестве их участников.

При этом необходимо обратить внимание на 2 важных момента:

1. Бюджетные и автономные учреждения не освобождены от необходимости предоставлять обеспечение исполнения контракта при его заключении. Речь идёт только об отмене обеспечения заявок для бюджетных и автономных учреждений, а не об отмене предоставления обеспечения исполнения контракта для них. Аналогичные изменения в пункт 1 части 8 статьи 96 Закона № 44-ФЗ в части распространения на бюджетные и автономные учреждения действующего для казённых учреждений освобождения от обязанности предоставлять обеспечение исполнение контракта, почему-то законодателем не внесены.

В результате возникла абсурдная с точки зрения здравого смысла ситуация: бюджетные и автономные учреждения обеспечение заявки не предоставляют для участия в закупке также как и казённые учреждения. Однако, в отличие от последних бюджетные и автономные учреждения почему-то обязаны предоставлять обеспечение исполнения контракта при его заключении.

2. Указанная поправка не распространяется на государственные и муниципальные предприятия, участвующие в процедурах закупок. ГУПы и МУПы по прежнему обязаны предоставлять обеспечение заявки при участии в процедуре закупке.

3 изменение: Уточнены положения Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в части применения антидемпинговых мер

Суть изменений:

Федеральным законом от 27.12.2018 № 502-ФЗ скорректирована редакция Закона № 44-ФЗ о контрактной системе (ч. 2 ст. 37, ч. 3 ст. 83.2) в части применения антидемпинговых мер:
- предусмотрено, что при срабатывании антидемпинговых мер в случае, предусмотренном частью 2 статьи 37 Закона № 44-ФЗ, победитель конкурса или аукциона одновременно с предоставлением информацией о добросовестности обязан предоставить и обеспечение исполнения контракта в размере, установленном закупочной документацией.

Практические последствия изменений:
Законодателем устранена коллизия закона, которая зачастую приводила к судебным спорам между заказчиками и участниками закупок в случае применения части 2 статьи 37 Закона № 44-ФЗ: часть участников закупок, правовую позицию которых поддерживали ряд арбитражных судов, толковали эту норму закону, как не обязывающую предоставлять участника обеспечение исполнение контракта в случае предоставления им информации о своей добросовестности. Теперь в этом вопросе поставлена точка.

Изменение порядка аккредитации на электронных площадках

Суть изменений:

С 1 января 2019 года утратила силу статья 61 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, предусматривающая аккредитацию участников на электронных площадках. Вводится новый порядок аккредитации, согласно которому участник закупки, зарегистрировавшийся в ЕИС (внесённый в ЕРУЗ), автоматически в течение 1 рабочего дня с момента завершения регистрации в ЕИС аккредитуется на электронных площадках их операторами. При аккредитации операторы электронных площадок не вправе требовать от участника закупки какие-либо документы и (или) информацию.

При этом до 01.01.2020 г. участники закупок, ранее аккредитованные на электронных площадках, но не зарегистрированные в ЕИС, вправе участвовать в электронных закупках, если они проводятся на электронных площадках, на которых они аккредитованы.

Практические последствия изменений:

Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р перечень операторов электронных площадок, предусмотренный частью 3 статьи 24.1 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе и состоящий из 8-ми операторов:
1. Акционерное общество "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан"
2. Акционерное общество "Единая электронная торговая площадка"
3. Акционерное общество "Российский аукционный дом"
4. Акционерное общество "ТЭК - Торг"
5. Акционерное общество "Электронные торговые системы"
6. Закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов"
7. Общество с ограниченной ответственностью "РТС - тендер"
8. Общество с ограниченной ответственностью "Электронная торговая площадка ГПБ"

Указанные операторы электронных торговых площадок начали функционировать с 01.10.2018 г.

ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТОВ
1 изменение: Устранена ошибка (опечатка) в законе части обязательности проведения внешней экспертизы исполнения контрактов, заключённых по результатам несостоявшихся электронных процедур закупок.

Суть изменений:
Федеральным законом № 502-ФЗ от 27 декабря 2018 г. с 27.12.2018 г. изменена редакция пункта 1 части 4 статьи 94 Закона № 44-ФЗ о контрактной в части дополнения случаев, когда не требуется проведение т.н. «внешней» экспертизы (привлечение сторонних экспертных организаций, экспертов) поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по контрактам, заключенным по результатам несостоявшихся электронных процедур.

С указанной даты (27.12.2018 г.) в перечень исключений входят закупки по пунктам 25.1 – 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Практические последствия изменений:
Данные действия законодателя направлены на устранение ошибки, допущенной при разработке и вводе с 01.07.2018 г. новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системе:
- в перечень исключений из случаев обязательного проведения «внешней» экспертизы случайно забыли добавить закупки по пунктам 25.1-25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Между, согласно части 8 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение требований законодательства РФ о контрактной системе о проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если в соответствии с законодательством к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

В результате этой ошибки (банальной опечатки) ответственных сотрудников Минфина России подавляющее большинство заказчиков в стране в период с 01.07.2018 г. по 26.12.2018 г. оказались в роли лиц, совершивших это административное правонарушение, поскольку денежные средства на привлечение таких сторонних экспертов, экспертных организаций в 2018 финансовом году не были предусмотрены.

При этом наличие данной проблемы (ошибки) Минфином России не отрицалось и ожидалось, что внесённые поправки (включение в перечень исключений закупок по несостоявшимся электронных процедурам закупок) будут распространяться на правоотношения сторон до подписания указанного закона – с 01.07.2018 г.

Однако, к сожалению, этого не произошло: принятый Федеральным законом № 502-ФЗ от 27 декабря 2018 г., которым устранена ошибка в пункте 1 части 4 статьи 94 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, в этой части действует с 27.12.2018 г.

Таким образом, должностные лица заказчиков, не проводивших «внешнюю» экспертизу при исполнении в период с 01.07.2018 г. по 26.12.2018 г. контрактов, заключённых по результатам несостоявшихся электронных процедур закупок, могут быть привлечён к административной ответственности по части 8 статьи 7.32 КоАП ПФ.

2 изменение: Установлены единые требования к оформлению внешних экспертиз, проводимых сторонними экспертами, экспертными организациями, а также введена административная и уголовная ответственность за нарушения при их проведении

Суть изменений:

Федеральным законом от 27.12.2018 № 512-ФЗ с 07.01.2019 г. часть 7 статьи 41 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе изложена в новой редакции.

Согласно указанным изменениям результаты экспертизы, проводимой экспертом или экспертной организацией в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.

Также установлено, что за предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за ненаправление экспертом, экспертной организацией письменного уведомления заказчику поставщику о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы) эксперт, экспертная организация, также её должностные лица (представители) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом Федеральным законом от 27.12.2018 № 510-ФЗ в Кодекс РФ об административных правонарушениях с 07.01.2019 г. введён специальный состав, предусмотренный ст. 7.32.6:
Статья 7.32.6. Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Дача экспертом, экспертной организацией, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие данное административное правонарушение, несут административную ответственность как должностные лица (см. примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Кроме того, с 08.01.2019 г. введена и уголовная ответственность за дачу экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд – статья 200.6 Уголовного кодекса РФ.

Дача экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является уголовно наказуемым деянием, если оно повлекло любое из 3-х следующих последствий:
1. Причинение крупного ущерба.
2. По неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека.
3. По неосторожности смерть двух и более лиц,

Обращаем внимание читателей, во внесённых изменения не раскрывается, что понимается под крупным ущербом, возникшим в результате дачи заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок, поскольку законодатель настолько торопился принять данный законопроект, что забыл включить ссылку на новую статью 200.6 в примечании к статье 170.2 Уголовного кодекса РФ, где закрепляется понятие крупного ущерба применительно к различным составам экономических преступлений.

В результате данного законотворческого брака состав преступления, предусмотренный частью 1 статьи 200.6 Уголовного кодекса РФ, является изначально «мёртвым» (неработающим), поскольку следственные органы не могут его применить в связи с отсутствием в уголовном законодательстве РФ привязки понятия «крупный ущерб» применительно к данному составу преступления.

Расследование уголовных дел по этим составам преступлений отнесено законом к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации.

Практические последствия изменений:
Специалистам по закупкам в 2019 году будет гораздо труднее найти сторонних экспертов, экспертные организации, готовые оказать данные услуги по проведению внешней экспертизы, поскольку теперь их проведение может привести к административной и уголовной ответственности экспертов, представителей экспертных организаций.

3 изменение: Начали в полном объёме действовать нормы части 6 и 7 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, которые предусматривают обязательное применение в контрактах на выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, графиков оплаты выполненных работ и графиков выполнения строительно-монтажных работ по методике, утверждённой Минстроем России.

Суть изменений:
С 01.01.2019 г. вступил в силу Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 июня 2018 г. N 336/пр (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 октября 2018 г. Регистрационный №52499).

Этим приказом Минстроя России утверждена обязательная Методика составления в рамках Закона № 44-ФЗ о контрактной системе графика строительно-монтажных работ и графика оплаты работ по контракту на строительство, реконструкцию объектов капительного строительства.

Согласно п. 1.4 Методике проекты графика выполнения работ и графика оплаты выполненных работ составляются заказчиком одновременно с проектом контракта, являются его приложением и размещаются заказчиком в ЕИЧ вместе с документацией об осуществлении закупки, извещением о закупке.

График выполнения работ и график оплаты выполненных работ должны составляться в табличной форме, состоящей из взаимосвязанных граф, строк и колонок, требования к содержанию которых установлены в Методике.

Изменение графика выполнения работ и графика оплаты выполненных работ, являющихся обязательным приложением к проекту контракта, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных контрактом с учетом требований Закона № 44-ФЗ о контрактной системе

Практические последствия изменений:
Для заказчиков, осуществляющих с 01.01.2019 г. строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, вступление в силу Методики влечёт существенное усложнение закупок на строительство (реконструкцию) по следующим объективным причинам:

1. Необходимость подготовки до размещения закупочной документации в составе проекта контракта графиков строительно-монтажных работ и графиков оплаты, подготовленных по Методике, неизбежно повлечёт удлинение сроков подготовки и проведение закупок на строительство (реконструкцию), так как Методика обязывает заказчика осуществлять привязку этих документов к проектной и рабочей документации, а также содержит много избыточных требований к их содержанию.

По мнению автора (Дон В.В.), составители данной Методики имеют исключительно теоретические представление о реальной реализации бюджетных инвестиций в области строительства (реконструкции) объектов капитального строительства. Методика напоминает автору страницу из плохо написанного учебного пособия и вообще не имеет отношения к сложившейся практике строительства объектов капитального строительства за счёт бюджетных инвестиций.

Результат внедрения данной методики – удлинение срока подготовки закупочной документации на 1-3 месяца.

2. Внедрение данной Методики практически неизбежно повлечёт совершение должностными лицами заказчиков при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Напоминаем читателям, что согласно требованиям части 6 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе оплата выполненных по контракту работ по строительству, реконструкци осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.

При этом статья 7.32.5 КоАП РФ предусматривает, что нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты работ, предусмотренных контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

То есть любое нарушение графика оплаты работ, составленного по Методике, будет влечь для заказчика, осуществляющего строительство (реконструкцию), наложение административного штрафа в указанном размере.

До 01 октября 2019 г. заказчикам разрешено изменение цены контракта в связи с увеличением ставки НДС отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 года
Суть изменений:

Федеральным законом от 03.08.18 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сбора» с 01.01.2019 г. для большинства товаров, работ, услуг ставка НДС увеличена с 18 % до 20 %.

В связи с этим возникла ситуация, грозящая возникновением массовых судебных споров между заказчиками и поставщиками (подрядчиками, исполнителями), по так называемым «переходящим» контрактам, то есть контрактам, заключённым до 01.01.2019 г., но исполняемым в 2019 году со ставкой НДС – 18 %, указанной в контрактах.

В целях разрешения данной проблемы Федеральным законом от 27.12.2018 № 502-ФЗ статья 112 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе была дополнена с 27.12.2018 г. частью 54.
Указанная специальная норма (ч. 54 ст. 112 ФЗ-44) предоставляет ЛЮБОМУ заказчику право увеличить цену контракта в связи с повышением ставки НДС, предусмотренной налоговым законодательством РФ, при соблюдении следующих условий:

Условие № 1. Такое увеличение осуществляется на основании соглашения сторон. То есть ЭТО ПРАВО, а НЕ ОБЯЗАННОСТЬ ЗАКАЗЧИКА.

Условие № 2. Увеличение цены контракта в связи с повышением ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 года.

Условие № 3. Заключение такого соглашения об увеличении цены контракта в связи с повышением ставки НДС допускается в рамках исполнения контракта до 01 октября 2019 года.

Условие № 4. Для государственных или муниципальных заказчиков, являющихся получателями бюджетных средств, изменение цены контракта может быть осуществлено только в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством РФ лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) на срок исполнения контракта.

Практические последствия:
Данная специальная норма (ч. 54 ст. 112 ФЗ-44) является очень полезной с практической точки зрения с учётом происшедшего повышения ставки НДС.

Изменены условия авансирования контрактов федеральными заказчиками

Суть изменений:

С 1 января 2019 года заказчики федерального уровня обязаны включать в условия контрактов, предусматривающих аванс, порядок расчета последующих платежей.
Это связано с тем, что начала действовать новая редакция абз. 1 подп. "а" п. 18 Положения мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утверждённого постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. № 1496.

В частности, в соответствии с изменениями заказчики федерального уровня, являющиеся получателями средств федерального бюджета, вправе предусматривать в контрактах последующие платежи в размере, не превышающем разницу между:

- стоимостью фактически исполненного по контракту и общей суммой ранее выплаченного аванса (если контрактом не предусмотрены этапы);

- суммой, рассчитанной как произведение размера аванса в процентном выражении и стоимости фактически исполненного по контракту (если контракт содержит этапы, сроки выполнения которых полностью или частично совпадают).

При этом предельные размеры авансовых платежей установлены в том же п. 18 Положения мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утверждённого постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. № 1496.

Практические последствия:
Указанные изменения бюджетного законодательства РФ необходимо учитывать получателям средств федерального бюджета при подготовке и заключении государственных контрактов.

Источник: Информационный портал www.zakupki-portal.ru