Почему строительная отрасль остаётся лидером по травматизму на производстве и как это изменить?
17 января 2019
17 января популярный российский еженедельник «Аргументы Недели» опубликовал статью, посвящённую одной из самых важных тем в строительной отрасли и её системе саморегулирования. Предлагаем всем нашим читателям ознакомиться с этой публикацией. *** В ноябре прошлого года в посёлке Хохольский Воронежской области погиб строитель. Произошло это на стройплощадке по улице Спортивная, где рабочие монтировали наружную сеть хозяйственно-бытовой канализации. При проведении работ обрушился грунт в раскопанной здесь траншее, где находился 59-летний мужчина. Пострадавшего засыпало землей, он погиб на месте происшествия… Событие печальное, но далеко не уникальное. Так, 21 декабря, в Предпортовом проезде Санкт-Петербурга на расположенной там строительной площадке произошёл несчастный случай. С 8-го этажа будущего жилого дома упала бетонная плита. В результате инцидента один из рабочих погиб, а другой был госпитализирован с травмой ног. А перед Новым годом, 30 декабря, в Рязани социальные сети сообщили о гибели рабочего, упавшего с одного из верхних этажей строящейся высотки на улице Большой. Трагедия произошла около 9-ти часов утра, на место происшествия выезжала скорая помощь и сотрудники полиции. Новости, увы, ставшие обычными, но тем более страшными, что из общего фона они совершенно не выделяются. Строительная отрасль была и остаётся одной из самых травмоопасных. Квадратные метры нередко оплачиваются чужими жизнями. Невзирая на жесточайшие требования техники безопасности и постоянные проверки, рабочие ежемесячно гибнут на стройплощадках страны или становятся инвалидами. Языком цифр Статистика, которую ведёт Роструд, неутешительна. Например, по данным за первую половину 2018 года, всего по стране произошло более 2.000 несчастных случаев на производстве, погибли 434 человека. Больше всего погибших среди тех, кто занят в сфере строительства (86 человек), обрабатывающих производств (72), сельского и лесного хозяйства (62), добычи полезных ископаемых (54). Тем не менее, общая тенденция, по мнению чиновников, позитивна. Согласно той же статистике, травматизм на производстве стабильно снижается. Если в 2000 году Роструд называл впечатляющую цифру в 151,8 тысячи человек в год в целом по всем отраслям страны, то к 2018 году показатели сократились уже до 25,4 тысячи. Почти в шесть раз. Меньше стало и несчастных случаев со смертельным исходом – с 4.400 до 1.140 человек (по данным на те же годы). От федеральных коллег не отстают и власти российской столицы, где строительство идёт особенно интенсивно. Так, в департаменте градостроительной политики Москвы отмечают, что на конец 2017 года на долю строительных организаций приходилось около 40% всех несчастных случаев в городе. Теперь этот показатель не превышает 15%. По словам чиновников, данный результат объясняется тем, что городские власти совместно с Мосгосстройнадзором и саморегулируемыми организациями (СРО) с апреля 2018 года проводят активную совместную работу по профилактике несчастных случаев и информируют подрядчиков о необходимости следовать всем предписаниям надзорных органов и СРО. Относиться к этим цифрам – что московским, что общероссийским – нужно с большой аккуратностью. Во-первых, методики оценки и анализа данных постоянно меняются, вызывая серьёзные статистические погрешности. Во-вторых, произошло разукрупнение производств, а что касается строительства, то многие компании не пережили экономические кризисы 2008 и 2014 годов. Проще говоря, травматизм стал меньше просто потому, что сократились объёмы. Наконец, третий, немаловажный фактор – низкая выявляемость происшествий. По самым скромным оценкам, более 60% трудовых мигрантов в России работают в сфере строительства. И далеко не всегда их отношения с работодателем оформлены официально. Так что, если произошёл несчастный случай, то работодателю проще договориться «по-свойски» с пострадавшим либо его семьёй, не занося данные в официальную статистику. Однако даже те случаи гибели строителей, которые просачиваются в новостные ленты и соцсети, показывают, что в отрасли далеко не всё благополучно, и почивать на лаврах рано. Кто в ответе? Если в советский период за всё и вся отвечало государство, начиная от инспекционных проверок и кончая красноречивыми плакатами по технике безопасности, то в двухтысячные было принято решение разделить бремя ответственности с самим строительным сообществом. В итоге, при формировании системы строительного саморегулирования в качестве одной из двух её основных задач на законодательном уровне была прописана забота о безопасности труда в строительной отрасли. Вторая задача, отметим – качество строительства. В общих чертах эта схема сохранилась и по сей день. Каким же образом саморегулируемые организации могут выполнять поставленные перед ними задачи? Закон отвечает на это достаточно скромно – за счёт механизма компенсационных фондов возмещения вреда и выплат из них в случае несчастных случаев. Молчаливо подразумевается также, что СРО начнут присматривать за своими членами – строительными компаниями – чтобы таких случаев было как можно меньше. В реальности, однако, партнёрства контрольно-надзорными функциями никто не наделял, так что проводить выездные проверки на стройплощадках на предмет соблюдения правил техники безопасности они не могут. Да и сам по себе механизм компфондов вызывает немало нареканий. Порядок произведения выплат представляет собой достаточно сложную процедуру, воспользоваться которой рядовым гражданам очень и очень непросто. При том, что сами СРО, как правило, имеют мощные юридические отделы, закалённые в арбитражных баталиях, и вовсе не горят желанием делиться своими компфондами – ведь после каждой выплаты придётся вновь «пускать шапку по кругу» и пополнять общую кассу новыми сборами с членов партнёрства. Насколько небогатые семьи строителей или живущие на птичьих правах гастарбайтеры смогут противостоять профессиональным юристам в арбитражных судах и собирать пакеты необходимых документов – вопрос риторический. Тем более, что государство в этот процесс демонстративно не вмешивается. На то дескать, оно и саморегулирование, чтобы вопросы решались самими участниками. А что касается компенсационных фондов обеспечения вреда, то нередко можно услышать такое мнение, что они сегодня лежат мёртвым грузом. И лучше бы пустить их на какое-нибудь благое дело. Например, достроить жильё для обманутых дольщиков, как то предлагает думская фракция КПРФ. Тем не менее, рационально мыслящие представители строительных, проектных и изыскательских СРО предложили свой выход. Несколько лет назад в Санкт-Петербурге начал свою работу Общественный совет по развитию саморегулирования, объединивший большое количество крупных саморегулируемых организаций Северо-Запада. Одной из самых интересных и полезных инициатив Общественного совета, возглавляемого исполнительным директором Сергеем Афанасьевым, стало создание Службы аварийных комиссаров. В их цели входит расследование несчастных случаев, происходящих на строительных объектах Российской Федерации. И оказание помощи пострадавшим в получении выплат компенсации сверх возмещения вреда в соответствии со статьёй 60 Градостроительного кодекса РФ. Сегодня 48 региональных аварийных комиссаров Общественного совета работают в 46-ти городах страны. Всего на их контроле находится более 500 происшествий. В активе аваркомов – десятки выигранных дел и миллионы рублей компенсаций, полученные семьями пострадавших и погибших строителей! Идея, которой руководствовались организаторы этой службы, вполне логично – заставить работать механизм компенсационных фондов в полном объёме. Ведь если система окажется бесполезной, то рано или поздно власть задумается об её ликвидации. Так что выплата компенсаций пострадавшим строителям для СРО – это вопрос самосохранения. Новая «Высота» Однако выплаты из компфондов, хотя и оказываются большим подспорьем пострадавшим людям, не решают самой проблемы. В итоге в ходе коллективных усилий строительного сообщества появились новые перспективные проекты. Так, уже названным Общественным советом по развитию саморегулирования совместно с Ассоциацией «СтройИндустрия» и при поддержки Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей был запущен проект «Высота». К слову, возглавляет «СтройИндустрию» однокурсница Президента России Галина Цветкова. Проект «Высота» охватывает Москву, Санкт-Петербург, Ленинградскую область и Подмосковье, а цель организаторы поставили перед собой амбициозную – добиться снижения вероятности получения травм при работах на высоте на 40% и снижения степени тяжести таких травм на строительных объектах. По мнению организаторов, этого можно достичь совместной работой СРО и строителей, направленной на снижение травматизма и смертности на объектах при работах на высоте. А в перспективе и всех заинтересованных организаций: профсоюзов, Национальных объединений, Государственной инспекции труда, местных администраций. Инициатива уже вызвала заинтересованность и положительную оценку столичных властей. В рамках проекта состоялся конкурс «Охрана труда в строительных организациях» среди московских строительных организаций – членов СРО. Награждение победителей прошло 21 декабря 2018 года на ежегодном итоговом заседании комитета по строительству Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей с участием департамента градостроительной политики города Москвы. Техрегулируя риск Тем временем Национальные объединения строительных, проектных и изыскательских организаций предлагают свои решения. По мнению их представителей, действующее в отрасли регулирование вопросов охраны труда через Трудовой кодекс не в полной мере применимо для строительной площадки, поскольку у строителей есть своя специфика. Сейчас один из основных нормативных правовых актов, обязательный для исполнения всеми работодателями, это приказ Минтруда России от 19 августа 2016 года № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда». В соответствии с ним работодатель обязан обеспечить наличие и функционирование оптимальной системы управления охраной труда (СУОТ) в своей организации. Готовую систему СУОТ в соответствии с федеральными нормативами и обобщением существующей практики готовы предложить Национальные объединения. При этом речь идёт не просто о новых «хороших и правильных» стандартах, но и о выстроенной системе контроля и обеспечениях и выполнения. И здесь главная роль должна быть отведена саморегулируемым организациям, полномочия которых были значительно расширены с принятием в 2016 году федерального закона № 372-ФЗ. Теперь партнёрства уже прямо обязаны проверять своих членов, в том числе на соблюдение требований законодательства о градостроительной деятельности. При этом членство в СРО и ответственность за все процессы на строительной площадке возложено на генеральных подрядчиков – то есть на лиц, осуществляющих строительство. Что-то из названных проектов уже реализуется, что-то обсуждается, что-то только предстоит запустить. Насколько будет успешна эта работа, покажет время. Однако ситуация с травматизмом на стройплощадках страны далека от идеальной и нуждается в решительных мерах. |