Строительная конкуренция с административным акцентом
В конце августа Федеральной антимонопольной службой России Правительству был представлен очередной доклад о развитии конкуренции в стране.
Какова картина с развитием конкуренции в строительстве – в нашем интервью с начальником Управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС России Олегом Корнеевым:
- Олег Станиславович, какова ситуация с развитием конкуренции в строительной отрасли? - Это конкурентная отрасль, в ней задействовано 280 тыс. строительных организаций, из которых, по данным Росстата за 2017 г., 99% - частной формы собственности и 94% - малые и микропредприятия. Вместе с тем существует ряд проблем, связанных с усложненным нормативным регулированием, а также с отдельными антиконкурентными действиями органов власти.
- Каковы негативные явления в строительстве, которые сдерживают развитие конкуренции? - Практика показывает, что административные регламенты на местах не соответствуют действующему законодательству в сфере строительства, из-за чего органы власти в каждом регионе требуют у застройщиков документы, необходимые конкретно им, нарушают сроки оказания услуг или же безосновательно отказывают в них. К наиболее распространенным недостаткам, содержащимся в административных регламентах предоставления государственных (муниципальных услуг) в сфере строительства, относятся:
Кроме того, зачастую взаимодействие застройщика и органов власти или сетевых организаций происходит в бумажном виде либо с использованием разных электронных систем, что усложняет процесс коммуникации и сроки реализации проектов. В комплексной «дорожной карте» по развитию конкуренции, утвержденной Правительством Российской Федерации от 16.08.2018 г. № 1697-р предусмотрены конкретные шаги для решение этих проблем. В соответствии с ней уже сегодня разработан и одобрен Правительством законопроект, предусматривающий установление единых стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере строительства. С внедрением этих стандартов процесс оказания услуг не будет меняться в зависимости от того, в каком регионе работает застройщик. И это лишь первый этап мер по совершенствованию нормативной правовой базы в строительстве. Следующим шагом должна стать цифровизация отрасли. Переход к оказанию услуг в строительстве для застройщика по принципу «одного окна» на базе единой цифровой платформы в строительстве позволит снизить административные барьеры входа на рынок, нагрузку на бизнес и его издержки, систематизирует работу участников градостроительных отношений, предупредит нарушения отраслевого законодательства и, в конечном счете, сделает рынок более открытым и конкурентным.
Кроме того, ФАС России контролирует соблюдение законодательства в сфере строительства. В антимонопольные органы можно обжаловать действия органов власти и сетевых организаций, создающие административные барьеры при получении разрешительных документов, такие как:
а) нарушение установленных сроков выдачи разрешительных документов;
б) предъявление требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур;
в) незаконный отказа в приеме документов, заявлений;
г) предъявления к лицу, его документам требований, не установленных законодательством.
Такие жалобы рассматриваются за 7 рабочих дней, нарушителям выдаются предписания и назначаются штрафы.
В первом полугодии 2019 г. антимонопольными органами рассмотрено 50 таких жалоб из них 24 признано обоснованными.
- ФАС России предлагает убрать ФГУПы и МУПы из конкурентных процедур. Как это может отразиться на конкуренции в строительстве? - Главная цель законопроекта, который сейчас готовится ко второму чтению, запретить создание унитарных предприятий на конкурентных рынках, тем самым создать равные условия для всех участников рынка.
- В строительной отрасли появилась государственная структура "ДОМ.РФ", которая выведена из-под конкурентных процедур – она не участвует в тендерах на достройку домов, занимаясь этим по факту передачи им проблемного объекта. Обосновано ли такое положение данной структуры? Каким образом ФАС предлагает реформировать госкорпорации с точки зрения развития конкуренции в стране?
-Варианты реформирования сейчас находятся в стадии обсуждения. Например, это может быть перевод в другие организационные формы собственности, которые «уравняют» права и возможности компаний, но этот вопрос еще будет тщательно обсужден с предпринимательским и экспертным сообществом и органами власти. Что касается «ДОМ.РФ», то эта структура не занимается достройкой. Эти функции закреплены за Фондом защиты прав дольщиков, созданным, как и «ДОМ.РФ», Правительством России. Фонд вправе создавать НКО, выступающие в качестве застройщиков. Достраивать проблемные объекты могут также и фонды субъектов Российской Федерации. Наличие таких фондов гарантирует достройку жилья, поскольку не всегда «замороженные» объекты могут быть привлекательны для бизнеса, в связи с этим средства на финансирование мероприятий по завершению строительства объектов предоставляются НКО Фонда или НКО Фонда субъектов без проведения конкурса. Безусловно, в случае поступления жалоб на действия фондов мы примем меры антимонопольного реагирования, однако на сегодняшний день подобных обращений не поступало.
- Как реформируется законодательство о закупках в области строительства? Какие положительные и отрицательные моменты вы здесь видите? - Весной этого года был принят большой пакет поправок, имеющий очень важное значение, в том числе для застройщиков. С 1 июля 2019 г. для участия в торгах в сфере строительства участнику достаточно подать только «согласие» на исполнение контракта, такая опция будет доступна после автоматической проверки предквалификации участника на электронной площадке. Сам аукцион начнется спустя всего 4 часа после окончания подачи заявок. Такую процедуру торгов в стройке планируется распространить и на другие закупки, при этом сократив время начала аукциона до 1-2 часов, что станет мерой противодействия сговорам на торгах и незаконному распространению информации о его участниках путем сокращения срока начала электронного аукциона. |