Как исчислять стаж специалистов НРС? У Минтруда и СРО одно мнение, у Минстроя другое
24 октября 2019
Стаж работы по строительной специальности был и остаётся одной из главных препон для десятков тысяч квалифицированных российских инженеров, которые хотели бы, но не могут попасть в Национальный реестр специалистов. Причём проблемы возникают не только из-за взятой с потолка цифры в 10 лет стажа, но и из-за странной методики его подсчёта. Слово нашему добровольному эксперту из Челябинска. *** Представим себе две ситуации. Первый случай. Молодой человек оканчивает техникум или, говоря современным языком, колледж и в свои 20 устраивается в строительную компанию. Вначале месит бетон и таскает кирпичи, потом понемногу руководит бригадой, а затем решает повысить квалификацию и поступает на вечернее отделение инженерно-строительного факультета в Политехе. В итоге к 35-ти годам у него уже законченное высшее образование и 15-летний стаж работы. Но, с точки зрения НРС, на роль специалиста он не тянет, поскольку специалисты департамента Нацреестра исчисляют стаж не с момента вступления в должность, а с момента получения диплома. А диплом наш товарищ получил, например, лет в 30. Второй случай. Девушка-красавица заканчивает очно строительный вуз, в 23 года устраивается в какой-нибудь отдел ПТО условным инженером третьей категории, где её работа состоит в том, чтобы распечатывать чертежи и относить их на согласование. Два года она проводит в декрете. Тем не менее, в итоге к тем же 35-ти она имеет десять лет стажа работы по специальности и профильное образование, что даёт возможность с полным правом войти в НРС. С соответствующим статусом и вполне обоснованными претензиями на прибавку к жалованью. Формальный подход к критериям включения в НРС привёл к тому, что большое количество людей, имеющих реальный опыт, оказались за бортом системы. На этот факт неоднократно обращали внимание представители саморегулируемых организаций. Национальное объединение вынуждено руководствоваться формальными признаками и отказывать десяткам тысяч настоящих профессионалов! Есть шанс, что ситуация будет хотя бы отчасти исправлена. Ассоциации СРО «Союз дорожников и строителей Курской области» (СРО-С-074-20112009) обратилась в НОСТРОЙ по вопросу о порядке исчисления стажа работы на инженерных должностях, необходимого для включения сведений о специалисте по организации строительства в НРС. В обращение было указано на необходимость исчисления указанного стажа не с даты получения специалистом документа о высшем образовании, а с даты назначения на должность, относящуюся к инженерным должностям в строительстве в соответствии с нормативными правовыми актами, поскольку для назначения на инженерные должности в отдельных случаях в соответствии с квалификационными справочниками допускается наличие среднего профессионального образования. Вопрос рассматривался на заседании Научно-консультативной комиссии Экспертного совета НОСТРОЙ, которое состоялось 25 сентября. В целом участники согласились с позицией саморегуляторов. Так, директор департамента нормативного и методического обеспечения Александр Мешалов добавил, что аналогичную позицию высказал Минтруд России. А вот Минстрой России, напротив, придерживается позиции о необходимости исчисления инженерного стажа с момента получения документа о высшем образовании, поскольку для включения в НРС требуется наличие высшего образования по профессии, специальности, направлению подготовки. После обсуждения, участники встречи пришли к общему мнению, что инженерный стаж является одним из видов специального трудового стажа и порядок его исчисления должен определяться соответствующим нормативным актом. А проблема с неоднозначным толкованием норм действующего законодательства может быть решена принятием такого нормативного акта. При этом само понятие «инженерная должность» действующим законодательством трактуется неоднозначно, и этот пробел необходимо устранить. В итоге было решено подготовить аналитическую справку по вопросу о порядке исчисления стажа работы на инженерных должностях специалиста, включённого в Национальный реестр специалистов в области строительства. И рекомендовать исполнительной Дирекции НОСТРОЙ вынести вопрос на Окружные конференции для формирования консолидированной позиции и представления его в органы власти. Конечно, не может не радовать, что «мозговой центр» Национального объединения поддержал строителей. Однако, насколько затянется рассмотрение вопроса? Вначале будет разработана аналитическая записка, потом её долго будут обсуждать и принимать на заседаниях Экспертного совета, потом исполнительная Дирекция станет долго раскачиваться, вынося документ на Окружные конференции, цикл которых тоже составляет половину года, потом обобщение принятых решений, потом Съезд… И всё это без каких-либо гарантий, что мнение действительно будет представлено российским чиновникам. Скорее уж саморегуляторы, используя в качестве рычагов контакты в региональных парламентах и поддержку Минтруда России, своими силами добьются внесения необходимых изменений в законодательство. |