Есть ли в госзакупках место малому и среднему бизнесу?
16 января в рамках XI Гайдаровского форума состоялась секция «Есть ли место малому и среднему бизнесу в мире закупок?». Участники пытались найти ответ на этот вопрос и внушить малому бизнесу немного оптимизма.
Прошедший год был богат на прорывные и позитивные изменения в системе закупокдля всех видов предпринимательства и заказчиков. Продолжится ли эта тенденция в наступившем, 2020 году? В своем выступлении заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев напомнил, что в 2019 г. был снижен срок возврата денежных средств по обеспечению контракта для МСП по 44-ФЗ до 15 дней. Кроме того, субъекты малого предпринимательства теперь могут не вносить обеспечение контракта, если обладают успешным опытом исполнения контрактов. Революцией в сфере госзаказа стала внедренная в 44-ФЗ норма - «согласие» на участие в закупке в сфере строительства, позволившая отказаться от заполнения предпринимателями многостраничных заявок, которые приводили к их отклонениям по формальным поводам. Торги по этим закупкам теперь проводятся спустя всего 4 часа после окончания подачи заявок. И важно, что «цикличность» проведения закупки ограничена двумя процедурами, отменена обязательная внешняя экспертиза и появилась возможность заключить контракт со вторым участником закупки в случае расторжения контракта. Большим шагом вперед стало развитие электронных магазинов по закупкам малого объема, срок заключения контрактов по которым не более 2 дней. По словам Михаила Евраева, по-хорошему, международный договор ЕвраЗэс нужно менять, и все страны в этом заинтересованы. В планах – прописать нормальный электронный магазин и убрать «планку» в 3 млн руб. А торги проводить с торговой сессией и коротким онлайн обжалованиемпо нейтральной спецификации каталога, который ведет Минфин. В рамках 223-ФЗ был увеличен годовой объем закупок у субъектов МСП с 18% до 20% совокупного годового стоимостного объема договоров, а срок оплаты заказчика по договору сокращен с 30 до 15 рабочих дней. Среди закупок, проведенных по 223-ФЗ, доля крупных контрактов составляет 58,3%, в то время как среди закупок по 44-ФЗ – лишь 32,5%. При этом, по 44-ФЗ на федеральном уровне было сделано 30,5% закупок, 48,8% - на региональном, а 20,7% - на муниципальном уровне. А по словам главы департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяны Демидовой, порог ценовой преференции для российских производителей при госзакупках может вырасти с 15% до 20%. Пока окончательного решения по его повышению нет, но регуляторы представят свои предложения уже в январе-феврале. Как уточнил Михаил Евраев, этот вопрос может быть рассмотрен, но должны быть сделаны соответствующие расчеты, потому что рынки разные, и где-то достаточно и 15%, а в каких-то отраслях это должно быть 30%. Поэтому, скорее всего, нужно будет выходить на двухставочное применение преференций – в обычном и повышенном размерах. Малый бизнес челом бьет! Еще в конце 2019 г. была запущена поэтапная возможность подачи ходатайства на дистанционное рассмотрение жалобы на закупки в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ в центральном аппарате ФАС России. С ноября эта возможность стала доступна для Дальнего Востока, а уже с 20 января текущего годанорма вводится для Сибирского ФО. И эта процедура будет проводиться поэтапно по территории всей страны. Говоря о жалобах, замруководителя ФАС отметил, что по итогам трех кварталов 2019 г. динамика сохраняется. В 2018 г. их насчитывалось – 64 014, а за 9 мес. 2019 г. – 46 493. Причем количество обоснованных из них – всего 43,7%. Вообще вопрос одностороннего расторжения контракта волнует всех. А таких только за 3 квартала 2019 г. из 19 тыс. случаев – 39,7% без оснований. Сегодня заказчик может расторгнуть контракт в любой момент, а компания теряет еще и обеспечение по нему – до 30% цены контракта даже при признании исполнителя добросовестным и невключении его в РНП. Причем год, а то и полтора нужно провести в судах, и многие «не доживают» до счастливого завершения производств. Поэтому назрела возможность обжалования исполнителями одностороннего расторжения контракта – это позволит выровнять баланс в отношениях между заказчиком и исполнителем при госзаказе. Ключевые и более острые нарушения, выявленные в прошедшем году – это закупка недвижимости без проведения торгов. Так, в рамках нацпроектов школы, сады и поликлиники строились без проведения необходимых процедур и выкупались у знакомого застройщика, как у единственного поставщика. И если в 2019 г. ФАС ориентировался на КоАП, то в 2020 г. материалы будут передаваться в правоохранительные органы. Кстати говоря, законопроект о внесении изменений в КоАП уже подготовлен и должен быть рассмотрен на одном из ближайших заседаний Правительства. В рамках 44-ФЗ – это приведение КоАП в соответствие с принятыми в нем изменениями, и распространение КоАП на все электронные процедуры. А в рамках 223-ФЗ законопроект предусматривает новые составы за неисполнение требований по аналогии с 44-ФЗ, т.е. вводится административная ответственность в большей части для субъектов малого предпринимательства. Ожидается, что она появится уже в текущем году. Важно, что 44-ФЗ и 223-ФЗ будут совершенствоваться и дальше. Так, планируется введение закрытого перечня способов осуществления закупок по 223-ФЗ и установление единых требований, которых нет сейчас ни для каких субъектов предпринимательства. По 44-ФЗ – установить по аналогии с закупками строительных работ только согласия от участника закупки на иные работы, а при использовании или поставке товаров – ограничить перечень характеристик на закупку пятью позициями, чтобы уйти от бесконечных списков. Госзаказ должен стать намного более конкурентным, поэтому и время проведения аукциона в сфере строительства, которое составляет 4 часа, планируется ввести по аналогии для всех сфер, а в дальнейшем снизить до 2 часов и после выйти на онлайн. Как заметил Михаил Евраев, сегодня есть реестр недобросовестных поставщиков, но нет никакого поощрения тех, кто работает добросовестно. Логично, что должен появиться рейтинг деловой репутации предпринимателей, который будет автоматически составляться в ЕИС в зависимости от качества, количества и стоимости исполненных контрактов. И главным его смыслом будет снижение размера обеспечения заявки и контракта в зависимости от рейтинга. Также назрела подача жалобы и официальное уведомление участников через ЕИС, и в ближайшее время это планируется реализовать. И вся претензионная и иная официальная переписка заказчика с исполнителем по госзаказу должна проводиться в ЕИС. Кроме того, в ближайшее время планируется реализовать модель, по которой появится универсальная предквалификация на торгах. При стоимости заказа свыше 20 млн руб. компания должна иметь определенный опыт исполнения контрактов на 20% от той стоимости, на которую она претендует. Тогда только потенциальные участники таких торгов смогут подать жалобу. Специальную предквалификацию также необходимо расширить. Закупки у МСП имеют тенденцию к росту В свою очередь заместитель министра экономического развития РФ Вадим Живулин, отметил, что закупки – это один из элементов акселерации. И они занимают центральное место в развитии малого и среднего бизнеса. В рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» предполагается увеличить до 5 трлн руб. объем закупок, который крупнейшие заказчики размещают у субъектов МСП. И уже сегодня эта динамика впечатляет и достигает почти 3,5 трлн руб. А, по мнению председателя правления АО «Корпорация «МСП» Александра Бравермана, цифра в 5 трлн сложно выполнимая, но вполне достижимая. Причем это не требует ужесточения законодательства по обременению госкомпаний обязательствами по закупкам у малых предприятий. В 2019 г. объем закупок госкомпаний у субъектов МСП вырос по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года почти на 20% - до 3,59 трлн руб. По его словам, сегодня создана дорога с двусторонним движением. С одной стороны, крупным компаниям выгодно покупать у субъектов малого и среднего бизнеса товары и услуги, потому что они видят, что это дешевле, быстрее и продукция поставляется вовремя. С другой стороны, малый и средний бизнес понимает, что торги могут быть прозрачными, с минимальной или при полном отсутствии коррупционной составляющей. В прошлом году таких закупок было сделано на сумму 3,254 трлн руб. Для сравнения в 2017 г. этот объем составлял 2,098 трлн руб., а в 2015 г. и вовсе 0,064 трлн руб. При этом в текущем году этот показатель должен составить 3,4 трлн руб. В лучшую сторону изменился и уровень конкуренции в закупках госкомпаний у субъектов МСП и составил 2,8 заявки на одну закупку. Это почти в 2 раза больше аналогичного показателя в закупках госкомпаний в целом по 223-ФЗ - 1,36 заявки. В свою очередь доля госзакупок у субъектов МСП, как единственного поставщика составила 18,3% против 32% госзакупок в целом. Уровень экономии здесь достиг 8,2%, а при закупках госкомпаний в целом - 3,8%. Около 2,4 трлн руб. или 67% от общего объема закупок у МСП госкомпании потратили на закупки продукции производственного назначения. Еще 734 млрд руб. пошли на закупки у малого бизнеса товаров широкого потребления, а 446 млрд руб. - на закупки инновационной и высокотехнологичной продукции, которая фактически осталась на уровне 2018 г. Банки – малому бизнесу: добро пожаловать! Интересно, что в 2019 г. для увеличения доли закупок высокотехнологичной и инновационной продукции у субъектов МСП планировалось предоставить этим предприятиям заемное финансирование на общую сумму 1 трлн руб. со ставкой на 2-3% ниже среднерыночной кредитной. Но, по словам Василия Живулина, по различным причинам удалось выделить только 538 млрд руб. А уже сегодня через 90 банков, участвующих в реализации госпрограммы, на 2020 г. получены заявки на такое финансирование в размере 724 млрд руб. с льготной ставкой не выше 8,5%. Для этого Минэкономразвития к текущему году скорректировало программу, чтобы она была еще более удобная и доступная. Так, появилась возможность рефинансирования ранее выданных кредитов субъектам МСП на инвестиционные цели по льготной ставке. Введен специальный микрокредит по ставке не выше 9,95% годовых, который может быть выдан в размере до 10 млн руб., без указания конкретных целей, на развитие предпринимательской деятельности. Этот кредит сопровождается упрощенными системой администрирования и бумажной работой. А по мнению Александра Бравермана, программа льготного кредитования малого бизнеса вышла на плановую траекторию, в результате чего возможно снижение ставки.Ведь базовые показатели нацпроекта исполнены, а некоторые даже перевыполнены. Так, вдвое превышен плановый показатель по развитию производственных видов бизнеса, который на 2019 г. был 10 тыс. субъектов МСП, а в результате составил 22 тыс. К 2024 г. эта цифра должна перевалить за 60 тыс., для чего был специально создан новый реестр производственных субъектов МСП. Кроме того, Василий Живулин обратил особое внимание на развитие поддержки самозанятых граждан, которых за прошлый год зарегистрировалось более 330 тыс. По его словам, это первая ступень на пути к созданию бизнеса, поэтому было принято решение распространить на самозанятых все меры поддержки, действующие в отношении МСП. Иначе говоря, самозанятые теперь получили доступ к системе закупок по аналогии с возможностями, которыми пользуются субъекты МСП. И это колоссальный источник для роста и хороший мотиватор для гражданина выступить поставщиком товаров и услуг для крупнейших заказчиков. К слову, основные физлица, участвующие в закупках, это представители IT. А по мнению Александра Бравермана, закупка крупными компаниями товаров и услуг у самозанятых граждан выгодна обеим сторонам. Ежегодно крупные компании закупают у не самозанятых физических лиц продукции на 180 млрд руб. При этом крупные компании платят НДС, а физическое лицо по гражданско-правовому договору платит 13% налога. Регистрация в самозанятые дает возможность не платить НДС «крупняку» и платить 6% самозанятым. Так образуется взаимная выгода поставщика и потребителя, которая заключается в улучшении условий отчисления налогов по договору об осуществлении таких закупок. Галина Крупен |