+7 (831) 439 13 36

+7 (831) 439 13 43

+7 (831) 435 17 67

Нижний Новгород,

площадь М. Горького, д. 4/2, офис 32

Нижний Новгород,

площадь М. Горького, д. 4/2, офис 32

+7 (831) 439 13 36

+7 (831) 439 13 43

+7 (831) 435 17 67

Карта сайта

+7 (831) 439 13 36

+7 (831) 439 13 43

+7 (831) 435 17 67

Нижний Новгород,

площадь М. Горького, д. 4/2, офис 32

Жилье, застройщики, СРО и гаражи – предмет рассмотрения осенней сессии-2019 Госдумы РФ

Главная » Новости » Жилье, застройщики, СРО и гаражи – предмет рассмотрения осенней сессии-2019 Госдумы РФ
26 февраля 2020
Закончила работу осенняя сессия Государственной Думы РФ, а вместе с ней и 2019 год. Всего за нее было принято 200 законопроектов, а на рассмотрении находятся еще 1179. Мы же расскажем о тех, что касаются строительной отрасли.

Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям

 

Законопроект № 804015-7 «О внесении изменений в ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в части усиления защиты прав граждан – участников строительства)» подписан Президентом РФ 04.11.2019 г. – 359-ФЗ.

Определены требования к ЖСК, члены которых смогут претендовать на получение возмещения за счет имущества Фонда, а также основания отнесения членов таких ЖСК к категории лиц, имеющих право на соответствующее возмещение. Процедура выплаты будет установлена только в отношении ЖСК, созданных в ходе процедуры банкротства застройщиков до 1 июля 2019 г., т. е. до перехода на проектное финансирование деятельности застройщиков. Рассчитывать на получение возмещения смогут граждане, требования которых ранее были включены
в реестр требований участников строительства в деле о банкротстве застройщика, в ходе которого был создан соответствующий ЖСК.

 

Законопроект № 759565-7 «О внесении изменений в ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и отдельные законодательные акты РФ (в части уточнения полномочий единого института развития в жилищной сфере и механизмов их реализации)» подписан Президентом РФ 02.12.2019 г. – 401-ФЗ.

Список документов для подготовки перечней земельных участков, предложений единого института развития дополняется копией документов о результатах контрольных мероприятий по проверке использования земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества. При отсутствии – дается 45 рабочих дней.

Уточняется деятельность, задачи и цели единого института развития. Усиливается государственный контроль за деятельностью банка – организацией единого института развития.

АО «ДОМ.РФ» при осуществлении агентских полномочий вправе проводить реконструкцию, капитальный и (или) текущий ремонт объектов недвижимости, связанные с этим расходы относятся на затраты агента.

Уточняется положение о передаче земельных участков единого института, объектов недвижимого имущества и иного имущества без проведения торгов в собственность, аренду, безвозмездное пользование юридическим лицам либо публично-правовым образованиям.

Расписаны требования к участникам аукционов, имуществу, реализуемому на аукционе, одностороннему порядку отказа от договора аренды АО «ДОМ.РФ».

Правительство РФ наделяется полномочиями по установлению методик расчета нормативов финансовой устойчивости и количественной оценки кредитного риска, методики и порядка проведения стресс-тестирования достаточности собственных средств единого института развития, сроков представления национальному совету по обеспечению финансовой стабильности отчета о соблюдении нормативов финансовой устойчивости, плана обеспечения финансовой устойчивости единого института развития, результатов проведения стресс-тестирования и проведения независимой проверки модели количественной оценки кредитного риска. Устанавливаются минимальные значения нормативов.

 

 

Законопроект № 612505-7 «О внесении изменения в ст. 39-8 Земельного кодекса РФ (в части увеличения до 5 лет срока аренды земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства)» внесен на рассмотрение в 1 чтении. Включен в программу на январь 2020 г.

Строителям необходимо гарантировано обеспечить право использования земельного участка для строительства на определенный срок, который, исходя из практики, превышает 3 года, установленный ЗК РФ.

Предлагается наделить органы государственной власти субъектов РФ полномочиями по определению оптимальных для региона сроков договора аренды земельных участков, на которых расположены объекты незавершенного строительства.

 

Законопроект № 658686-7 «О внесении изменения в ст. 11.9 Земельного кодекса РФ (о наличии в градостроительном регламенте минимальных и максимальных размеров земельных участков)» внесен на рассмотрение в 1 чтении. Включен в программу на январь 2020 г.

С целью единообразного применения и толкования норм земельного и градостроительного законодательства предлагается привести норму Земельного кодекса РФ в соответствие с Градостроительным кодексом РФ путем замены словосочетания «максимальные и минимальные» на словосочетание «максимальные и (или) минимальные» в ч. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ.

 

Законопроект № 614320-7 «О внесении изменений в ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» и ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в части уточнения сроков пересмотра кадастровой стоимости)» внесен на рассмотрение в 1 чтении. Включен в программу на январь 2020 г.

Предлагается внести изменения, исключающие препятствие обращения заинтересованных лиц в комиссию или суд с заявлением о пересмотре неактуальной кадастровой стоимости, если на дату обращения сохраняется возможность применения результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством, но не ранее 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление.

 

 

Комитет по транспорту и строительству

 

Законопроект № 503785-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ (о совершенствовании правового регулирования отношений по градостроительному зонированию и планировке территории)» подписан Президентом РФ 02.08.2019 г. – 283-ФЗ.

Вводится определение понятия «комплексное развитие территории»
и корректируется определение понятия «красные линии».

Уточняется порядок установления (изменения) границ населенных пунктов в составе документов территориального планирования муниципальных образований, а также территориальных зон.

Устанавливается возможность включения в границы комплексного развития территории по инициативе правообладателей земельных участков, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности и не обремененные правами третьих лиц.

Выдача градостроительных планов допускается только при наличии документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории, комплексном развитии территории.

Проект планировки территории и проект межевания территории, утвержденные до 1 января 2017 г., применяются без приведения их состава и содержания.

Нормы ст. 56.12 ЗК РФ распространяются на правоотношения по изъятию земельных участков и объектов недвижимости в случае принятия решения о развитии застроенной территории. Это решение принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе органа государственной власти субъекта, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также региональных и местных нормативов градостроительного проектирования.

Исключается требование о немедленном исполнении решений суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории по инициативе органов местного самоуправления.

 

Законопроект № 789087-7 «О внесении изменений в ГрКРФ и отдельные законодательные акты РФ (о предоставлении уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг)» подписан Президентом РФ 27.12.2019 г. – 472-ФЗ.

Предлагается унифицировать порядок, условия и результаты предоставления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных нормативными правовыми актами, путем установления федеральными органами исполнительной власти единых стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг. Они станут приоритетными нормативными правовыми актами.

Сокращается с 1 января 2020 г. срок выдачи разрешения на строительство с 7 до 5 рабочих дней и срок выдачи градостроительного плана земельного участка с 20 до 14 рабочих дней.

 

Законопроект № 828213-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (о порядке уточнения в документах территориального планирования и градостроительного зонирования сведений о границах населенных пунктов и границах территориальных зон)» внесен на рассмотрение в 1 чтении. Включен в примерную программу на февраль 2020 г.

Изменения предусматривают механизмы устранения проблем внесения сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон в ЕГРН.

Предлагается установить норму, согласно которой наличие пересечений границ земельных участков, населенных пунктов с земельными участками, занятыми линейными объектами, или границ лесничеств, лесопарков с границами земельных участков, поставленных на кадастровый учет, не может быть основанием для подготовки Росреестром уведомлений о невозможности внесения соответствующих сведений в ЕГРН. При этом работы по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН должны быть завершены в срок до 01 января 2023 г.

 

Законопроект № 828200-7 «О внесении изменений в ФЗ «О внесении изменений в ГрК РФ и отдельные законодательные акты РФ» (о продление срока внесения в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон)» внесен на рассмотрение в 1 чтении. Включен в примерную программу на февраль 2020 г.

Учитывая значительный объем предстоящей работы по внесению в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон, необходимо продление срока их внесения в ЕГРН до 01 января 2024 г. с целью недопущения остановки градостроительной деятельности на территории Российской Федерации.

 

Законопроект № 799604-7 «О внесении изменений в ст. 51 ГрК РФ (о расширении перечня оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство)» внесен на рассмотрение. Включен в примерную программу на март 2020 г.

Предлагается расширить перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство для недобросовестных арендаторов, имеющих задолженность перед бюджетами муниципальных образований по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам.

 

Законопроект № 663958-7 «О внесении изменений в ФЗ «О введении в действие ГрК РФ» в части установления особенностей размещения средств компенсационного фонда саморегулируемых организаций, находящихся в кредитных организациях, чьи лицензии были отозваны» внесен на рассмотрение в 1 чтении. Включен в примерную программу на март 2020 г. со сроком предоставления предложений до 20 февраля.

Предлагается дополнить ч. 10 ст. 3.3 Закона единственным исключительным обстоятельством, позволяющим в установленные сроки не размещать на специальном банковском счете в полном объеме средств компенсационного фонда возмещения вреда и (или) компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств СРО в связи с отзывом до 1 ноября 2016 г. у кредитной организации, в которой были размещены такие средства или их часть, лицензии на осуществление банковских операций.

 

Законопроект № 747287-7 «О внесении изменений в ГрК РФ и ст. 3.3 ФЗ «О введении в действие ГрК РФ» (о переходе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей во вновь создаваемые саморегулируемые организации)» внесен на рассмотрение.

Предлагаются изменения, направленные на устранение пробела в законодательстве в части регулирования перехода юридических лиц и индивидуальных предпринимателей во вновь создаваемые саморегулируемые организации на территории субъекта, в котором ранее отсутствовали зарегистрированные саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

 

 

Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям

 

Законопроект № 841216-7 «О внесении изменений в ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» и отдельные законодательные акты РФ (в части усиления защиты прав участников строительства)» решено принять в 1 чтении, предоставить поправки до 11 января 2020 г. Включен в программу на февраль 2020 г.

Предлагается наделить Фонд функциями застройщика и технического заказчика в соответствии с ГрК РФ для завершения строительства объектов, переданных от застройщика, признанного банкротом, и исключить положения о передаче объектов для достройки некоммерческой организации Фонда, с передачей ее прав и обязанностей к Фонду.

Изменяются сроки для арбитражного управляющего по подготовке документов, необходимых для принятия Фондом решения о финансировании мероприятий по завершению строительства, и уточняется перечень таких документов. Устанавливаются требования и запреты в работе и аккредитации арбитражных управляющих.

Застройщик обязан ежемесячно актуализировать проектную декларацию.

Предлагается распространить Закон о банкротстве на дела о банкротстве застройщиков, возбужденные до 1 января 2018 г., если в них не начались расчеты с кредиторами третьей очереди.

Исключается требование о получении градостроительных планов образованных и (или) измененных земельных участков в случае раздела участка, в отношении которого правообладателем уже получены градостроительный план и разрешение на строительство, или образования из указанного земельного участка другого участка (участков) путем выдела.

Устанавливаются особенности правового регулирования деятельности застройщиков, получивших заключение контролирующего органа о соответствии критериям и осуществляющих строительство с использованием счетов эскроу, если договоры комплексного освоения и развития территории заключены до 1 июля 2018 г.

 

Законопроект № 787700-7 «О внесении изменения в ст. 11 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (в части установления особенностей уступки прав требований)» внесен на рассмотрение. Включен в примерную программу на март 2020 г.

Предлагается ограничить возможность уступки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям требований, исчисленных с учетом положений о защите прав потребителей,  поскольку иное будет способствовать недобросовестному поведению участников рынка услуг долевого строительства, перемещению рынка коллекторских услуг в сферу взаимоотношений застройщика и участников долевого строительства, чем будет способствовать повышению финансовых рисков застройщиков и препятствовать реализации строительных проектов.

 

Законопроект № 793310-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования правового регулирования использования лесов при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, а также при возведении и эксплуатации некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры» решено принять в 1 чтении с предоставлением поправок до 03 января 2020 г. Включен в программу на июнь 2020 г.

Рекреационные объекты не могут занимать площадь, превышающую 20% общей площади предоставленного лесного участка, что будет контролироваться государственной и муниципальной экспертизами проектов освоения лесов. А их размещение допускается исключительно на лесных участках, входящих в специальную зону, определенную в лесном плане субъекта после прохождения им процедуры общественного обсуждения, и площадь такой зоны не должна превышать 3% площади соответствующего лесничества.

Правительством РФ утверждается перечень объектов капитального строительства, содержащего необходимые характеристики таких объектов с учетом целевого назначения и категорий защитных лесов, и временных построек, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, введения запрета на сплошные рубки лесных насаждений для размещения вышеназванных объектов, а также запрет на перевод земельных участков из состава земель лесного фонда, предоставленных для размещения рекреационных объектов, в земли иных категорий.

Вводится обязательное проведение общественного обсуждения лесохозяйственных регламентов до утверждения высшими должностными лицами субъектов. Лесохозяйственный регламент подлежит согласованию с уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти.

Лесной план субъекта согласуется с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в части включения в него положений, определяющих зоны планируемого освоения лесов, на которых допускается осуществление рекреационной деятельности.

 

Законопроект № 674870-7 «О внесении изменения в ст. 201.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части защиты прав участников долевого строительства» внесен на рассмотрение в 1 чтении.

Предлагается устранить нарушающие права отдельных категорий лиц-участников долевого строительства, устанавливающие ограничения в 7 кв. м для нежилых помещений и машино-мест, по которым может быть предъявлено требование об их передаче в собственность.

 

Комитет по жилищной политике и ЖКХ

 

Законопроект № 809009-7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» подписан Президентом РФ 27.12.2019 г. – 473-ФЗ.

Документ дополняет полномочия органов государственной власти в области жилищных отношений определением оснований, порядка и критериев признания многоквартирного дома аварийным, отнесением многоквартирного дома к домам, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает 70%.

Также устанавливается особый порядок определения возмещения за изымаемые жилые помещения, и иные меры поддержки, плюс случаи и сроки предоставления маневренного фонда.

Вводится целевое использование земельных участков под расселенными аварийными домами, и расширяются направления расходования финансовой поддержки Фонда ЖКХ, в том числена предоставление собственникам жилья субсидированной льготной ипотеки, создание специализированного (маневренного) жилого фонда, дополнительные социальные выплаты, и предоставление субсидий застройщикам при реализации механизма по развитию застроенных территорий.

 

 

Законопроект № 831790-7 «О внесении изменений в ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» и ст. 56-6 Земельного кодекса» (в части образования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом) внесен на рассмотрение в 1 чтении. Включен в примерную программу на февраль 2020 г.

Предлагается установить обязанность уполномоченного органа до принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, провести все необходимые процедуры, связанные с образованием этого земельного участка, и внести сведения о его границах в ЕГРН. Решение об изъятии участка под МКД не может быть принято до внесения сведений о его границах в ЕГРН.

Прописывается, что особенности принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, для государственных и муниципальных нужд устанавливаются федеральным законом.

Устанавливается прямой запрет на образование земельного участка под многоквартирным домом по границам (контуру) многоквартирного дома.

 

Законопроект № 742962-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в части регулирования отношений при осуществлении реновации жилищного фонда)» внесен на рассмотрение. Включен в примерную программу на февраль 2020 г.

Предусматривается принятие решений общими собраниями собственников помещений в многоквартирном доме о даче согласия на включение данного дома в проект.

Гарантируется внеочередное предоставление жилых помещений нуждающимся в них гражданам, проживающим по договорам социального найма или найма жилых помещений.

К объектам соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве отнесены многоквартирные дома и другие объекты капитального строительства, сносимые, реконструируемые или создаваемые в соответствии с проектами реновации. Появляется возможность корректировки срока принятия решения о реализации проекта государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства, которая необходима при реализации проекта реновации.

 

Законопроект № 825313-7 «О реновации жилищного фонда в РФ» внесен на рассмотрение в Госдуму. Включен в примерную программу на март 2020 г. со сроком внесения предложений до 27 февраля.

Вводится и подробно регулируется институт проекта реновации по всей стране, определяются его типы, виды и формы реализации. Предусматривает возможность осуществления реновации в отношении не только отдельного многоквартирного дома, но и элемента планировочной структуры (квартала, района, микрорайона).

Предоставляется субъектам право использовать освобождаемые территории для строительства не только жилья, но и других объектов, а также право изменить в установленном порядке целевое назначение данного земельного участка.

В документе подробно прописаны возможности финансирования реновации за счет средств иных, помимо бюджета, источников.

Включены положения, посвященные основным правилам разработки, утверждения и исполнения программы в каждом субъекте, предусмотрен институт ответственного исполнителя (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта) и соисполнителей программы, их основные функции и полномочия.

Содержатся четкие критерии, позволяющие включить многоквартирный дом в перечень объектов, в отношении которых могут осуществляться проекты реновации.

 

Законопроект № 196293-7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (об общем имуществе собственников машино-мест в многоквартирном доме)» внесен на рассмотрение в 1 чтении. Включен в примерную программу на март 2020 г. со сроком внесения предложений до 20 февраля.

Закрепляется взаимосвязь права собственности на машино-место в многоквартирном доме с правом в общей долевой собственности собственников помещений. Предлагается считать, что помещение подземного гаража – это общее имущество собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме.

Признавая собственника машино-места участником общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, предлагается скорректировать его права и обязанности в отношении этого имущества.

 

Иоланта Вольф

 

Этот материал опубликован в февральском номере Отраслевого журнала «Строительство».