Общественный совет при Минстрое России обсудил все – от Нацпроектов до лифтов
Общественный совет при Минстрое России под председательством Сергея Степашина собрался 21 февраля на своё очередное заседание, чтобы подвести своей итоги работы в 2019 году, находясь уже в статусе лучшего совещательного, консультативного и контрольного органа при министерствах и ведомствах федерального уровня. Именно такую оценку он получил в ходе состоявшейся за два дня до этого встречи руководства Общественной палаты РФ с председателями и ответственными секретарями 50-ти общественных советов, которые действуют при всех федеральных органах исполнительной власти.
Таким образом, Общественная палата оценила профессиональный состав членов совета при Минстрое России, уровень взаимодействия с министерством, а также усилия по формированию структур на местах, которые успели объединиться и сформировать Ассамблею общественных советов при региональных Минстроях. Теперь данная практика признана лучшей и рекомендована для применения во всех остальных отраслях экономики. Это должно помочь Правительству побыстрее запустить национальные проекты в регионах и наладить эффективный контроль за их реализацией. Новое правительство - новые задачи В ходе нынешнего заседания глава Минстроя России Владимир Якушев доложил представителям общественности об итогах работы министерства в 2019 году и важнейших направлениях деятельности в рамках так называемого «апгрейда задач», который постарается реализовать обновленный состав кабинета министров. В целом, на данном этапе президент РФ Владимир Путин не удовлетворен скоростью развётывания национальных проектов в регионах. Поэтому перед Правительством поставлена задача ускорить эту работу. В частности, необходимо устранить избыточные административные процедур, которые тормозят своевременное поступление бюджетных денег на территории. Этому вопросу уделяется повышенное внимание и в первых поручениях, которые поступили в Минстрой от нового заместителя председателя Правительства России Марата Хуснуллина. Министерство, по словам Владимира Якушева, будет делать всё, чтобы строителям «на земле» было работать как можно проще. Основной акцент будет сделан, прежде всего, на упрощение административных процедур, связанных с проектированием и строительством. По итогам 2019 года в Минстрое уже успели провести анализ причин, которые привели к неполному исполнению бюджета национального проекта. Было обнаружено, что одной из важнейших причин задержек с финансированием является отсутствие подготовленной и качественной проектной документации с положительным заключением экспертизы. Именно из-за этого в 2019 году неосвоенными остались 5 млрд рублей по федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды и ЖКХ». В первые месяцы 2020 года министерство акцентировало внимание региональных властей на этом вопросе. Уже сейчас, по словам Владимира Якушева, проводится серьезная инвентаризация всех проектов. Вопрос о наличии утвержденной проектной документации поставлен под особый контроль. К апрелю перед министерством поставлена также задача доработать проект Стратегии развития строительной отрасли РФ до 2030 года. Такие документы в настоящее время разрабатываются и в других отраслях экономики. По результатам обсуждения на одном из заседаний Правительства РФ приняло решение увязать целевые показатели отраслевых стратегий и национальных проектов. В этом направлении министерством проводится достаточно серьезная аналитическая работа. ДОМ.РФ угробил лифтовый завод, а регионы не могут строить соцобъекты Руководители комиссий в своих отчетах о проделанной работе затронули целый ряд острых вопросов, которые находятся в центре внимания участников рынка. Президент Фонда «Институт экономики города» и руководитель комиссии в сфере жилищной политики Надежда Косарева попыталась парировать критику в адрес тех экспертов, которые стояли у истоков идеи о переводе сферы жилищного строительства на проектное финансирование. По её оценке, все страшилки вокруг этой реформы оказались не такими ужасными, как представлялось – на самом деле застройщики постепенно осваивают новые правила игры. Она признала, что эта реформа в дальнейшем приведет к тому, что отрасль не сможет достичь целевых показатели национального проекта в 120 млн квадратных метров жилья в год. Но эти показатели, по её оценке, не были бы достигнуты в любом случае. Кроме того, по словам Надежды Косаревой, необходимо учитывать, что экспертное сообщество, по крайней мере, пытается предлагать какие-то конкретные меры по увеличению объемов жилищного строительства. В частности, комиссия в сфере жилищного строительства подготовила законодательное предложение, которое предусматривает более взвешенный подход к реновации застроенных территорий в субъектах РФ. Во многих случаях пятиэтажные дома, которые подпадают под программу реновации в Москве, на сегодняшний день являются лучшим жильём на этих территориях. Поэтому опыт, который нарабатывается в Москвы, необходимо переосмысливать и развивать. При этом, ни о каком принудительном изъятии недвижимости у граждан не может быть и речи. Еще одно предложение комиссии было связано с направлением бюджетных средств на строительство жилья для семей с невысокими доходами. Третье предложение направлено на реализацию проектов в рамках государственно-частного партнерства в области строительства социальной инфраструктуры. Практика показывает, что ни частные застройщики, ни местные бюджеты это направление самостоятельно не потянут. Поэтому наиболее предпочтительным вариантом является именно их сотрудничество на принципах ГЧП. Руководитель комиссии по внедрению BIM-технологии на всех этапах «жизненного цикла» Михаил Викторов прямо не стал касаться достаточно скандальной истории с отменой уже принятых ГОСТов. Он лишь заметил, что в области информационного моделирования известный принцип «не навреди», которым руководствуется и комиссия, и руководство Минстроя России, постепенно даёт эффект. К сожалению, на сегодняшний день, в этой сфере деятельности пока еще не сформировалась обширная база лучших практик. Поэтому комиссия, приступив к своей работе в 2019 году, приняла решение совмещать протокольные заседания с обязательным представлением и заслушиванием лучших примеров использования технологии информационного моделирования. Также будут проводиться выездные заседания на объектах, которые строятся по информационным моделям. Руководитель комиссии по вопросам лифтового хозяйства Сергей Чернышов вынес на обсуждение вопрос о ситуации вокруг Щербинского лифтостроительного заводе. Начиная с 2018 года, предприятие находится под управлением АО ДОМ.РФ. Технологическая база предприятия разрушается. По итогам 2019 года на 30 % снизился объема производства, 72% контрактов по замене лифтов не выполнены, в некоторых случаях происходят задержки с вводом в эксплуатацию нового жилья. Сергей Степашин указал, что предприятие в Щербинке всегда было одним из лучших в отрасли. Если его «угробили», за это придется отвечать. Поэтому к данному вопросу необходимо подключить правоохранительные органы. Также по результатам заседания должны быть предприняты меры по его скорейшему оздоровлению. Руководитель комиссии по сельскому строительству Сергей Мытарев представил несколько альтернативных предложений, направленных на активизацию жилищной политики на сельских территориях. Комиссия занималась разработкой предложений по отраслевому проекту «Мой дом: доступное и комфортное жильё для сельских поселений и малых городов России», по созданию кооперативно-государственного объединения «Россельстрой», федерального проектного центра по строительству и развитию на сельских территориях, а также института развития жилищного строительства на базе госкорпорации ДОМ.РФ. До настоящего времени идеи комиссии не получили развития из-за отсутствия межведомственного взаимодействия и финансирования. Между тем, вопрос о жилищном строительстве на селе является актуальным. Поэтому руководство Общественного совета и министерства будет обращаться с просьбой принять принципиальное решение, в каком формате будут развиваться данные инициативы, к высшему руководству страны. Среди важных направлений работы комиссий Общественного совета Минстроя хотелось бы также отметить участие в разработке профессиональных стандартов в области реставрации объектов культурного наследия, организация всероссийского конкурса «Лидеры строительной отрасли», реализация молодёжного просветительского проекта «Я – строитель будущего» и многое другое. Куда повернется саморегулирование? Глава комиссии по вопросам профессионального образования и кадрового потенциала в сфере строительства и ЖКХ Олег Бетин доложил о проработке законодательной инициативы, направленной на введение обязательной независимой оценки квалификации специалистов. Председатель комиссии в сфере государственных услуг и контроля за соблюдением законодательства Анатолий Воронин рассказал о ходе разработки законопроекта о введении обязательного саморегулирования в области негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. По его мнению, было бы оптимальным создать в этой сфере одну саморегулируемую организацию, которая объединит 200-250 организаций негосударственной экспертизы и наладит строгий профессиональный контроль. Генеральный директор Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин неожиданно поднял вопрос о том, когда же СРО будут нести реальную финансовую ответственность за недостатки в работе своих членов. При этом, по мнению эксперта, данная ответственность должна быть субсидиарной – то есть в пределах взноса члена в компенсационный фонд. Выступление, скорее всего, не было спонтанным и отражает позицию многих специалистов в преддверии грядущего возобновления баталий, связанных с принятием новой редакции закона «О саморегулируемых организациях». В целом, хотелось бы отметить, что Общественный совет производит впечатление хорошо структурированного и активно работающего органа. И его активность на самом деле можно рассматривать в качестве продолжения деятельности федерального министерства. Принявшая участие в заседании секретарь Общественной палаты Лидия Михеева пожелала Общественному совету успешно пройти предстоящий период о кадрового обновления и продолжить работу, направленную на выявление острых социальных проблем в тех сферах, которые находятся в сфере ответственности Минстроя. «Мы хотим, чтобы все институты гражданского общества – общественные советы, общественные палаты, региональные общественные палаты – становились теми площадками, где граждане России могли бы обсуждать интересующие их вопросы, ставить их перед властью и вести с ней диалог», – сказала Лидия Михеева. В качестве приоритетных направлений для сотрудничества Общественной палаты РФ и Общественного совета при Минстрое России она выделила совершенствование законодательства в сфере долевого строительства, регулирование процесса реновации жилого фонда, деятельность по управлению многоквартирными домами, участие граждан в общественных слушаниях по вопросам градостроительного развития территорий. Юрий Васильев |