В течение всего 2019 года Федеральная антимонопольная служба активно предоставляла Отраслевому журналу «Строительство» аналитические материалы, справки и комментарии. Сегодня два департамента предоставили нам краткие итоги своей работы за 2019 год.
Начальник Управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС России Олег Корнеев подвел итоги работы за 2019 г. - В прошлом году для развития конкуренции в строительной сфере было реализовано 12 из 19 мероприятий по дорожной карте, которые направлены на цифровизацию отрасли. А для создания единого стандарта оказания государственных услуг в сфере строительства в Градостроительный кодекс были внесены некоторые изменения. Этот стандарт позволит выстроить механизм взаимодействия между государственными органами и субъектами градостроительных отношений вне зависимости от региона. Все будет установлено на федеральном уровне. Кроме того, были сняты несколько административных барьеров. В частности, сокращены сроки предоставления разрешения на строительство с 7 до 5 рабочих дней, а градостроительного плана земельного участка – с 20 до 14 дней. Также во исполнение дорожной карты были приняты изменения в Градостроительный кодекс, которые закрепили понятие информационной модели. Это позволяет и далее развивать механизм BIM-проектирования. В 2020 году работа над унификацией процедуры торгов и цифровизацией отрасли будет продолжена. Начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Артем Лобов рассказал о работе подразделения в 2019 г. ( - Прошедший год для ФАС в части контроля за размещением государственных заказов выдался бодрым, особенно учитывая, что в связи со стартом национальных проектов количество закупок увеличилось. Традиционно который год подряд наблюдается увеличение количества жалоб по 44-ФЗ – за прошлый год в центральный аппарат их поступило на 40% больше. Примерно на 27% возросло и количество плановых и внеплановых проверок. А в связи со стартом нацпроектов был усилен контроль за процедурами, которые реализуются в их рамках – к примеру, было дано поручение территориальным управлениям выборочно проверять соответствующие закупки. На 25% увеличилось и количество обращений по реестру недобросовестных поставщиков, что связано и с увеличением госзакупок, и заключенных контрактов, при этом компании не справляются со взятыми на себя обязательствами. На 25% приросло и количество жалоб по 223-ФЗ, а рост обращений по реестру недобросовестных поставщиков по нему же составил 24%. По всем направлениям контрольных мероприятий проведено больше, чем в 2018 г. Примечательно, что за прошлый год в центральном аппарате ФАС по теме госзакупок было рассмотрено более 400 нормативных правовых актов, приняты 3 законопроекта и изменены подзаконные акты, постановления Правительства, которые приняты в развитие 44-ФЗ. Ключевые из них – это законы, принятые весной. Самые значимые изменения произошли для реализации национальных проектов в части объектов капитального строительства. Компании теперь просто подают согласие на участие в электронном аукционе, не заполняя дополнительные бланки. От этой нормы ожидается эффект в виде увеличения количества участников закупок по всем электронным аукционам на объектах капитального строительства. Была проведена работа над сокращением сроков и упрощением процедур, в частности, теперь короткий электронный аукцион может быть проведен на все виды товаров и услуг суммой до 300 млн руб., а говоря об объектах капитального строительства – то эта сумма до 2 млрд руб. Также сокращены сроки подачи жалоб и по рассмотрению обращений в реестр недобросовестных поставщиков – до 5 дней. Исключена цикличность закупочных процедур. Предусмотрены изменения в систему контроля, так, в весеннем пакете поправок приняты изменения, предусматривающие принятие постановление Правительства, которое установит на территории всей страны единый порядок проведения плановых и внеплановых проверок. В ближайшее время согласованный акт будет внесен в Правительство. Также были разработаны изменения в Кодекс об административных правонарушениях, связанные со всеми ключевыми изменениями в законодательство – и в 44-ФЗ, и в 223-ФЗ. В конце года большой пакет поправок был одобрен, а в ближайшее время должно состояться совещание Правительства по этому вопросу. В декабре произошли 2 ключевых изменения. Первое – проверки национального режима – когда компания поставляет российское оборудование или товар, то в составе заявки участник должен указать страну происхождения товара. И второе – легализация электронных магазинов, по ним сейчас предусмотрены короткие процедуры – до 3 млн руб. Кроме того, в прошлом году ежемесячно проводилась видео-конференц-связь с территориальными управлениями, а в конце года состоялся семинар со всеми контролерами страны, куда подключились заказчики – было более 1 тыс. представителей. Также в конце года был введен хорошо себя зарекомендовавший механизм дистанционного рассмотрения жалоб, по которому сейчас в тестовом режиме работает Дальний Восток. В 2020 г. планируется продолжить работу с механизмом по дистанционному рассмотрению жалоб по всей стране, довести принятие в Госдуме решение по КоАП. Продолжится работа над совершенствованием 44-ФЗ и механизма электронных магазинов. В прошлом году оказался не охвачен сегмент изменений в 223-ФЗ, а у ФАС много идей и предложений, поэтому в наступившем году работу планируется активизировать, обсуждать предложения с предпринимателями и заказчиками и готовить поправки. Галина Крупен Этот материал опубликован в февральском номере Отраслевого журнала «Строительство». |