Стратегия стройотрасли-2030: поправки пошли на третий круг
По мере того, как работа над проектом «Стратегии развития строительной отрасли РФ до 2030 года» вроде бы как должна выходить на финишную прямую, к его окончательному редактированию допускается всё более узкий круг экспертов. И представителей строительных специальностей среди них становится всё меньше и меньше. При этом очень многие принципиальные вопросы по-прежнему остаются либо нерешенными, либо требуют актуализации с учетом постоянно меняющейся экономической и политической ситуации.
Минстрой России по-прежнему подчеркивает, что автором стратегия является сама строительная отрасль. Поэтому некоторые важные темы, включая способы достижения целевых показателей по вводу жилья, направление развития системы технического регулирования, борьбу с некачественными и контрафактными строительными материалами, выносятся на широкое обсуждение. Именно такая открытая дискуссия была организована 3 марта 2020 года в формате пленарного заседания деловой программы международной выставки «Batimat Russia».
Проект Стратегии без корректировок не останется
На сегодняшний день точно можно сказать только одно – корректировки в проект документа вноситься будут. Например, Минстрой в настоящее время активно занимается исполнением поручения нового председателя Правительства России Михаила Мишустина, который предложил установить более четкую взаимосвязь между целями национального развития, которые названы в Указе президента РФ Владимира Путина №204, национальными проектами и стратегиями развития, которые готовятся во многих отраслях экономики.
Обсуждается также вариант с объединением стратегий развития строительной отрасли и жилищно-коммунальной сферы. Её разработку также курирует Минстрой. А поскольку стратегия развития ЖКХ изначально охватывает период вплоть до 2035 года, горизонты строительной отрасли также могут быть немного расширены. Кроме того, в рамках одного документа можно будет сформулировать подходы к управлению всем жизненным циклом зданий и сооружений.
По мнению председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства Ефима Басина, реализация такого подхода в дальнейшем привела бы к положительным подвижкам в контрактной системе. Изменятся подходы к определению цены контракта. Потому что заказчики просто вынуждены будут учитывать затраты в течение всего периода эксплуатации, а не только на стадиях проектирования и строительства.
Определенные пожелания к проекту наверняка последуют и от нового заместителя председателя Правительства России Марата Хуснуллина. Он будет курировать не только строительство и ЖКХ, но и вопросы регионального развития, жилищную политику, ипотеку, дорожное строительство. Регулирование строительной сферы станет не таким разорванным, как раньше. Соответственно, появятся новые подходы, которые, наверняка найдут своё отражение в окончательной редакции документа.
Развитие невозможно без повышения качества и роста компетенций
С точки зрения понимания ситуации, а также смысла разработки стратегии именно сейчас, необходимо помнить, что по объему ввода жилья в эксплуатацию российская строительная отрасль еще в 2013 году достигла уровня, сопоставимого с лучшими результатами советских лет (72,2 млн кв метров в 1978 году, 70,5 млн кв метров – в 2013). После этого даже в 2018 году, когда вводились в эксплуатацию дома, которые начинали строить в период кризиса 2014-2015 годов, отрасль оставалась на уровне 75,6 млн кв метров. В России строятся достаточно сложные объекты инфраструктуры, вполне современные с точки зрения архитектурных, инженерных и конструктивных решений жилые и офисные комплексы. Отрасль стала уже достаточно большим и сложным механизмом, чтобы развиваться без внятных стратегических установок и понятных целей и задач.
В такой ситуации вполне закономерно, что эксперты в поисках оптимальных и проверенных временем управленческих решений пытаются переосмысливать каким-то образом наше советское прошлое. Поэтому время от времени возникают вопросы наподобие того, который в ходе нынешней пленарной сессии был задан заместителю министра Дмитрию Волкову – его спросили, как он относится к идее возвращения в нынешних условиях к системе обязательных СНиПов и ГОСТов по советскому образцу. И таких тем для обсуждения у профессионального сообщества достаточно много.
Отказываться от частного предпринимательства раз и навсегда никто из серьезных людей вроде бы пока не собирается. Таким образом вопрос не ставится даже в таких странах, как Северная Корея. Очевидно, что системный подход состоит в том, чтобы повышать качество строительства, качество управления отраслью и профессиональный уровень специалистов. Именно поэтому заместитель министра строительства и ЖКХ Дмитрий Волков не устаёт повторять, что самой главной составляющей в идеологии стратегии развития строительной отрасли на ближайшие годы является вопрос о наращивании компетенции.
«Ключевые проблемы строительной отрасли в последние годы связаны со снижением уровня профессиональных навыков ее специалистов. В Стратегии сформулирован тезис о том, что все действия, предпринимаемые участниками отрасли, должны вести к росту компетенций. Это является нашей приоритетной задачей», - цитирует пресс-служба Минстроя слова из выступления Дмитрия Волкова. Необходимо воспитывать такое же количество таких сильных профессионалов, как в былые годы, продолжил заместитель министра. Это позволит «сделать отрасль более конкурентоспособной, в том числе и на глобальном рынке, и позволит сделать так, чтобы наши люди жили лучше, чтобы мы сами себя уважали и чтобы мир нас уважал».
О возможности возвращения к системе СНиПов и ГОСТов
Переход к системе СНиПов и ГОСТов, по мнению Дмитрия Волкова, на самом деле, был бы очень хорошим шагом. Однако даже если бы такая задача была бы поставлена делать это надо поэтапно. Система СНиПов и ГОСТов базировалась не на том, что в Советском Союзе было хорошее законодательство, а в Российской Федерации оно хуже. Дело в том, что государство в тот момент вкладывало в поддержание системы СНиПов и ГОСТов, а также научно-исследовательских разработок, на которых она базировалась, фантастическое количество средств. Даже если мы вложим такое же количество средств сейчас, нам потребуется еще дорастить до того уровня свои компетенции, сказал Дмитрий Волков.
Отказавшись в своё время от советской системы стандартизации в строительстве, построенной на обязательных СНиПах и ГОСТах (особенно это касается промышленности), мы перешли от управления качеством к управлению минимальным уровнем безопасности. Это концепция технического регламента, который обеспечивает минимальный уровень безопасности, и добровольные стандарты, которые обеспечивают качество и которых может быть много.
Проблема состоит в том, что мы до сих пор не можем нащупать этот минимальный уровень безопасности. Заместитель министра не стал уточнять содержательную часть понятия «нащупать». Но видимо, речь идет о том, что даже этот минимальный уровень безопасности возводимых объектов многие предприятия обеспечивают с большим трудом . А значит ни о какой стандартизации требований сверх пределов этого минимального уровня речи пока не идёт. Ввод обязательных строительных норм по сути мог бы стать переходом к этой системе. Но этот переход не может быть одномоментным, сказал Дмитрий Волков.
Кто будет проверять качество стройматериалов?
Судя по всему, такой же поэтапный и осторожный подход Минстрой намерен реализовывать и в ходе внедрения цифровых технологий. Во всяком случае, из обсуждения темы сертификации строительных материалов следует именно это.
Вопрос докладывал заместитель председателя Мосгосстройнадзора Анатолий Кравчук. Он отметил, что к проблеме всеобщего вымывания компетенций добавляется еще и проблема некачественных и контрафактных строительных материалов. В качестве одного из решений он предложил введение сертификации всех материалов, используемых в строительстве. Когда по инициативе ассоциаций производителей такая система была введена в цементной промышленности, это позволило достаточно быстро избавиться от контрафактной продукции на рынке. Поэтому теперь, по мнению спикера, систему сертификации необходимо ввести во всех остальных сферах.
Также Анатолий Кравчук предложил маркировать материалы (в том числе, видимо, и сырьё) на протяжении всего цикла от производства до использования на стройке. Необходимо добиться, чтобы генеральный подрядчик, приобретая материал на рынке, понимал, что он купил товар, который на определенном этапе подлежал сертификации. При этом все требования к этому материалу выполнены.
В развитых странах на таком подходе строится вся цифровая торговля. Однако, по мнению Дмитрия Волкова, введение системы, когда каждый материал и каждое изделие будет иметь электронную метку, приведет к серьезному удорожанию строительства. Определенные трудности могут возникнуть и в ходе создания системы центров сертификации. Появится достаточно громоздкая бюрократическая структура из центров сертификации, лабораторий, центров по аккредитации и т.д. При этом, как признал сам Анатолий Кравчук, далеко не все её участники будут вести себя одинаково добросовестно. Практика показывает, что, раздав огромное количество сертификатов качества, некоторые центры в дальнейшем просто исчезают, а ничем не подтвержденные сертификаты качества продолжают действовать.
По мнению Дмитрия Волкова, решение могло бы состоять в том, чтобы производитель строительного материала указывал его характеристики, а строительный подрядчик за счет инструментов входного контроля имел возможность их проверять. Данная схема представляется оптимальной, потому что в ней не будет посредника, который встаёт между одним производителем продукции и вторым.
Размывание административных процедур
Кстати, этот поход очень хорошо вписывается в принцип размывания административных процедур в технологических процессах, который активно пропагандируют авторы стратегии. После принятия федерального закона №151 его уже удалось реализовать на практике в форме экспертного сопровождения, которое постепенно приходит на смену затратной и отнимающей много времени процедуры повторной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. По мере дальнейшего перехода отрасли на цифровые технологии он будет применяться все более и более активно. На теоретическом уровне обсуждается возможность параллельного проектирования и разработки проекта планировки территории, введение такого понятия, как отложенное разрешение на строительство и т.д.
Чем компенсировать отставание по Нацпроекту?
Наиболее содержательный обмен идеями произошел вокруг темы выбора модели градостроительного освоения территорий, которая позволила бы добиться основного целевого показателя нацпроекта – ежегодного ввода в эксплуатацию 120 млн кв метров жилья, начиная с 2024 года. На данном этапе он показал, что строители-производственники и представители банковско-финансовой сферы на самом деле придерживаются очень разных взглядов на способы достижения этой цели.
Президент Российского союза строителей (РСС) Владимир Яковлев предложил стимулировать спрос на жильё за счет снижения его стоимости. Для этого государство должно снижать финансовую нагрузку на застройщиков, обеспечивая земельные участки под жилищное строительство инженерными коммуникациями, а также объектами транспортной и социальной инфраструктуры. Кроме того, более достойное место в общем объеме вводимого жилья должно занять малоэтажное индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). При минимальных затратах поддержка этого сегмента позволит существенно увеличить объемы производства и выйти на плановые показатели. Такую же позицию подробно обосновал в своем выступлении вице-президент РСС Анвар Шамузафаров (Развитие темы – в других материалах этого номера журнала – Ред.).
Руководитель аналитического центра АО «ДОМ.РФ» Михаил Гольдберг в своем выступлении не возражал против идеи развития ИЖС. Однако объем такого строительства, по его мнению, к 2024 году должен составлять примерно 40 млн кв метров (соответственно, доля многоквартирных домов – 80 млн кв метров). При этом жильё в первую очередь должно строится в 20 крупнейших городских агломерациях, где сосредоточен основной спрос. В ходе обсуждения Ефим Басин высказал большие сомнения, что в 2024 годе в стране будет спрос на 80 млн кв метров жилья в МКД и предложил всё же строить планы, исходя из потребностей людей. Он привел данные опроса общественного мнения, согласно которому 67% граждан хотели бы иметь свой собственный дом.
Обмен мнениями показал, что для формулирования окончательных предложений потребуются дополнительные обсуждения с участием представителей профессионального сообщества строителей, проектировщиков, специалистов в области градостроительного планирования. Вместе с тем, совершенно очевидно, что такие дискуссии не могут продолжаться бесконечно, даже если в Минстрое полагают, что процесс обсуждения стратегии имеет более важное значение, чем сам документ. К определенному сроку участникам рынка всё же надо прийти к единому мнению и общему пониманию собственных задач.
Юрий Васильев