ФАС разъясняет, как формировать лоты на строительство дорог и объектов «под ключ»
ФАС России подготовило разъяснения спорных вопросов по закону о закупках и закону о контрактной системе.
По словам заместителя руководителя ФАС России Михаила Евраева, эти разъяснения подготовлены в рамках продолжения работы по унификации правоприменительной практики в сфере 44-ФЗ и 223-ФЗ при рассмотрении жалоб и проведении проверок на всей территории страны. Важно, что заказчики могут формировать лоты с меньшей стоимостью, чем указана в разъяснениях, для создания более благоприятной конкурентной среды и снижения стоимости закупок. Первое разъяснение касается вопросов определения критериев формирования лота на закупках по содержанию/ремонту автодорог. Заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки необходимо руководствоваться, в том числе, правилом, что в описание не должны включаться требования к товарам, информации, работам и услугам при условии, что они влекут за собой ограничение количества участников закупки. ФАС выделяет несколько критериев, нарушение которых в совокупности свидетельствует о неправомерном формировании лота: - во-первых, на выполнение работ по содержанию или ремонту автомобильных дорог города. Так, для населенного пункта, имеющего статус города и численность населения которого не превышает 1 млн жителей, начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1 млрд руб. Для города с населением свыше 1 млн жителей – начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,5 млрд руб. При этом срок исполнения обязательств по контракту должен составлять не менее 6 мес; - во-вторых, на выполнение работ по содержанию или ремонту автомобильных дорог субъекта. Так, для I – III климатической зоны начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1 млрд руб. Для IV и Особой климатической зоны – не выше 1,4 млрд руб. Для субъекта, численность населения столицы которого составляет более 1 млн жителей, начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,5 млрд руб. Для Москвы и Санкт-Петербурга – эта цена не должна превышать 3 млрд руб. При этом срок исполнения обязательств по контракту должен составлять не менее 6 мес. Напомним, I климатическая зона включает в себя Юг России, II зона – Запад и Северо-Запад страны и территорию Приморья, III зона – южные районы Сибири и часть Дальнего Востока, IV зона – Якутия, северная Сибирь и северные районы Дальнего Востока. А Особая зона – это район Чукотки и Заполярье. При этом, по мнению ФАС, принятие решения заказчиком о формировании лота при проведении закупок на содержание или ремонт автодорог на срок более 6 мес. с меньшими значениями начальной (максимальной) цены контракта будет способствовать расширению конкуренции на данном товарном рынке и дополнительной экономии бюджетных средств. Второе разъяснение касается вопросов, связанных с отзывом бюджетных ассигнований при секвестре бюджетов. При рассмотрении жалобы или проведении внеплановой проверки территориальному органу ФАС России необходимо устанавливать наличие причинно-следственной связи отзыва бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, ранее доведенных до заказчика на закупку товаров (работ, услуг), и отмены их закупки с нарушением срока. В случае установления причинно-следственной связи по истечении установленного срока предписание об устранении нарушения не выдается. Также в этом случае производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административном правонарушения. В случае отсутствия причинно-следственной связи необходимо выдавать предписание об отмене указанного решения заказчика и продолжении закупки. При этом виновное должностное лицо подлежит привлечению к административной ответственности. Третье разъяснение посвящено порядку формирования лота при закупке модульных фельдшерско-акушерских пунктов. Так, в один лот закупки не должна включаться поставка модульных Пунктов более, чем в одном субъекте. А начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 500 млн руб. Четвертое разъяснение информирует о порядке проведения закупок по организации строительства объектов «под ключ» по 223-ФЗ. По мнению ФАС, из-за отсутствия в Законе о закупках регламентации по проведению закупок по организации строительства объектов «под ключ» части 55-57 ст.112 44-ФЗ необходимо применять по аналогии закона в части формирования объекта закупки. Эти нормы предусматривают возможность утверждения перечней объектов строительства, в отношении которых возможно заключение контрактов на строительство «под ключ» решениями Правительства РФ, глав субъектов и местными администрациями. Правовая природа закупок строительных работ по Закону о контрактной системе идентична Закону о закупках. Поэтому, по мнению ФАС, не следует считать нарушением Закона о закупках проведение заказчиком закупок на заключение договоров, предмет которых – это одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта капитального строительства, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также поставка оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта в соответствии с проектной документацией. И эти закупки не должны противоречить положению о закупочной деятельности такого заказчика.
Галина Крупен |