Минфин России представил в правительство доработанный проект поправок в Закон № 44-ФЗ
Минфин России доработал поправки в Закон № 44-ФЗ, призванные существенно упростить закупочное законодательство.
Оптимизационный пакет (скачать) уже находится на рассмотрении в Правительстве РФ. Подготовленные по поручениям Президента РФ и Правительства РФ изменения планировались к принятию еще осенью 2019 г. и должны стать второй частью реформы закупочного законодательства. Однако их разработка затянулась из-за многочисленных правок по результатам парламентских слушаний и появления дополнительных поручений – представленная в феврале редакция также потребовала доработки с учетом замечаний ФАС России и новых поручений. В итоге, в окончательной версии количество видов закупок сокращено с 11 до 3 (конкурс, аукцион, запрос котировок), проведена унификация требований к их документации. Проект сохранил положения о введении электронного документооборота на всех стадиях закупки (от планирования до приемки и подачи жалоб), а также универсальной предквалификации для защиты от недобросовестных поставщиков и жалобщиков (для закупок от 20 млн руб.). Упрощена контрактация для строительных работ (закупка «под ключ» на всех этапах – от составления проектной документации до строительства и реконструкции). Изменения в Закон № 44-ФЗ предполагают дальнейшее упрощение работы с госзаказом: вводятся единые типовые контракты – их разработкой займется Правительство РФ (сейчас наряду с федеральными ведомствами такое право закреплено за госкорпорациями). Из подзаконных актов в закон будет перенесен и ряд устоявшихся норм: например, порядок общественного обсуждения закупок, совместных закупок ведомств и регионов, параметры преференциальных режимов для предприятий уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов. Будут расширены и возможности закупки у единственного поставщика для региональных работ по строительству и капремонту (по решению губернатора) или материальных ценностей из госрезерва. Проект вводит в закон понятие «рейтинг деловой репутации участника закупки» как совокупной оценки опыта поставщика – на его появлении настаивала ФАС России. По задумке службы, рейтинг должен автоматически присваиваться в Единой информационной системе в сфере закупок в зависимости от качества, количества и стоимости исполненных контрактов. При достаточном рейтинге поставщик сможет рассчитывать на преференции (отмена или снижение обеспечения по контракту). Поправки наделяют Правительство РФ правом утвердить правила формирования рейтинга, в общем виде информация о нем будет включена в единый реестр участников закупок и доступна для ознакомления. В проекте не удалось реализовать идею ФАС России о сокращении длительности аукциона до 2 ч – она составит максимум 3 ч, дальнейшее сокращение противоречило бы нормам ЕАЭС. Ряд точечных поправок в закупочное законодательство касается предоставления обеспечения по контрактам: помимо банковской гарантии теперь поставщики смогут получить гарантии ВЭБ.РФ, а малый бизнес еще и гарантии региональных гарантийных организаций. В процессе доработки проект лишился нормы о включении банков в число субъектов контроля по Закону № 44-ФЗ – ранее речь шла об ужесточении ответственности банков перед участниками закупки за несвоевременное блокирование денежных средств на спецсчетах. |