В числе одной из первых мер поддержки строительной отрасли Правительством России было принято решение не начислять с 3 апреля и до конца 2020 года неустойки за неисполнение застройщиками своих обязательств по договорам долевого участия (далее - ДДУ). Также до 1 января 2021 г девелоперам была предоставлена отсрочка в отношении уплаты неустоек по ДДУ, требования о взыскании которых были предъявлены к исполнению до 3 апреля 2020г.
С периодом «неначисления» все понятно, а вот реализация меры поддержки в виде отсрочки, как уже показала практика первых трех месяцев, требует и времени, и значительных усилий юридических подразделений строительных компаний. Формулировка постановления Правительства об отсрочке по идее позволяет получить ее по двум категориям дел: - по искам участников долевого строительства о взыскании неустоек за период до 3 апреля 2020 г, находящимся на момент заявления ходатайства об отсрочке на рассмотрении суда (по которым решение суда ещё не вынесено), - по исполнительным производствам о взыскании неустоек за период до 3 апреля 2020 г. (по вступившим в законную силу судебным решениям). Если решение по иску дольщика ещё не принято, то для получения отсрочки в судебном заседании необходимо заявить ходатайство об отсрочке исполнения решения суда до 01.01.2021 г. Отсрочка будет отражена в окончательном решении суда по делу. В случае же, когда дело о взыскании неустойки находится на стадии исполнительного производства, необходимо заявить отдельное ходатайство об отсрочке исполнения решения в суд. Закон предоставляет девелоперу возможность выбора судебной инстанции – ходатайство может быть подано либо в суд, рассматривавший дело в первой инстанции и выдавший исполнительный документ, либо в суд по месту исполнения исполнительного документа. При этом необходимо соблюсти подведомственность: за отсрочкой по решениям мировых судов обратиться в тот же судебный участок или к мировым судьям по месту исполнения соответствующего исполнительного документа. Для отсрочки решений районных судов - в районные суды, по арбитражным делам - в арбитражные суды. Таким образом, даже если обращаться за отсрочкой в суд по месту исполнения исполнительного документа, то судов, рассматривающих дело, при наличии просрочки сроков ввода у застройщика по какой-либо из позиций жилых домов, будет минимум 3. Если же подавать ходатайства в суды, принявшие решения – то их будет огромное количество, поскольку, как правило, участники долевого строительства предпочитают, пользуясь законом о защите прав потребителей, подавать иски по месту своего нахождения. В этом плане, застройщикам было бы гораздо проще получать отсрочку по решениям судов, находящимся на стадии исполнительного производства, через службу судебных приставов, обладающей всей информация по решениям судов по искам дольщиков. Однако решить данный вопрос через приставов не представляется возможным, поскольку действующим законодательством судебным приставам таких полномочий не предоставлено. По собственной инициативе или по заявлению взыскателя они могут отложить исполнительные действия лишь на срок, не превышающий 10 дней. На более длительный срок отложить исполнительные действия приставы обязаны только на основании судебного акта, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве. Вот и приходится застройщикам в целях получения отсрочки по исполнительным производствам обращаться в суд, чтобы получить определение суда, на основании которого уже судебный пристав будет обязан отложить исполнительные действия. Здесь, кстати, интересный момент. Формулировка статьи 38 закона «Об исполнительном производстве» позволяет судебным приставам откладывать исполнительные действия «в иных случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом». Небольшая расширительная корректировка данного пункта на «в иных случаях, предусмотренных федеральными законами» позволила бы застройщикам получать отсрочку без обращения в суд. Тем более, что получение отсрочки через суд, как указано в нижеприведенной таблице, процедура далеко не быстрая.
Из вышеуказанной таблицы мы видим, что в лучшем случае (без обжалования) получить решение об отсрочке в арбитражном суде можно через 2 месяца с момента подачи заявления (1 месяц на рассмотрение + 1 месяц на вступление в силу), в судах общей юрисдикции - через 25 дней ( 10 дней на рассмотрение + 15 на вступление в силу). При обжаловании определения суда, получение отсрочки затянется в арбитражном суде ещё на месяц, а в суде общей юрисдикции аж на целых 2 месяца. Итого, максимальный срок получения решения по отсрочке в арбитражном суде - 3 месяца, в суде общей юрисдикции - 2 месяца 25 дней. Так что, в случае подачи жалобы скорость рассмотрения ходатайства в судах общей юрисдикции практически полностью нивелируется. Если учитывать, что в апреле суды практически не работали, а в арбитражном суде решение об отсрочке принимается с вызовом в суд всех заинтересованных лиц, то рассмотрение ходатайств по отсрочкам в указанных судах началось не раньше конца мая этого года. Значит, решения судов застройщики получат в лучшем случае только в июле.
****** Почему же так важно быстрее получить отсрочку по исполнительным производствам? Согласно действующему законодательству, после получения отсрочки исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом (в нашем случае до 01.01.2021 года) Соответственно, по идее должны быть сняты все аресты и ограничения, наложенные на счета и имущество застройщика (если такие меры были приняты в ходе исполнительного производства). Это, в конечном счете, позволит девелоперам больше средств направить непосредственно на строительство объектов, а именно ради этого все меры поддержки Правительством и принимались. Вместе с тем, узнать насколько реально снять обеспечительные меры на основании отсрочек, мы сможем только после того как первые решения по отсрочкам вступят в законную силу. Однако, с учётом действующих процессуальных норм, процедура получения отсрочки на деле не такая и быстрая. А если ещё учитывать, что ходатайство об отсрочке подаётся в суд по каждому судебному решению отдельно, то при наличии большого банка исполнительных производств юридическая служба компании львиную долю своего времени будет вынуждена потратить только на подготовку заявлений об отсрочке. Вместе с тем, длительностью процедуры получения отсрочки, все проблемы реализации девелоперами этой меры поддержки еще не заканчиваются. Можно выдержать все сроки ради получения положительного решения. И уже есть первые положительные решения в пользу застройщиков, согласно которым отсрочка предоставлена и в ходе рассмотрения исковых заявлений, и по делам, находящимся на стадии исполнительного производства. Тем не менее, не всегда судебная практика складывается в пользу строителей – имеются и решения судов, которыми в предоставлении отсрочки девелоперам было отказано. В обоснование отказа суды указывают, что в соответствии с действующим законодательством предоставление отсрочки - это их право, а не обязанность (см. решение Дзержинского районного суд г. Волгограда по делу № 2-1674/2020 от 09.06.2020г., по делу № 2-1969/2020 от 22.05.2020г.), поскольку: «… В соответствии со статьей 203 ГПК РФ, суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения. Аналогичные положения содержит и пункт 1 статьи 37 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Предоставление отсрочки исполнения решения при наличии соответствующих обстоятельств является правом, а не обязанностью суда. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в определении от 18 апреля 2006 года № 104-О, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников»…... При этом, в судебных решениях встречаются следующие доводы в качестве отказа в удовлетворении ходатайств застройщиков о предоставлении отсрочки: - «…Постановление № 423 принято Правительством РФ 02.04.2020 года, то есть после заявленного истцом ко взысканию неустойки спорного периода»(решение Дзержинского районного суда города Волгограда по делу № 2-945/2020 от 12.05.2020г.) - « Ссылка представителя ответчика на положения Постановления от 02.04.2020 № 423 о предоставлении отсрочки до 1 января 2021 г. в отношении уплаты неустойки (пени), процентов, возмещения убытков, требования о которых были предъявлены к исполнению застройщику до 03 апреля 2020 г., в данном случае несостоятельна, поскольку указанное Постановление принято Правительством РФ в связи с пандемией коронавируса (COVID-19), прямого указания на применение в том числе и к порядку исполнения вступивших в законную силу решений судов не имеет».(решение Дзержинского районного суда города Волгограда делу № 2-1674/2020 от 09.06.2020г.) - «.. ходатайство представителя застройщика о предоставлении отсрочки исполнения решения суда также было отклонено, поскольку Постановление №423 принято Правительством РФ 02.04.2020г., то есть после заявленного истцом ко взысканию неустойки спорного периода, кроме того, требования истца о взыскании неустойки по договору долевого участия в строительстве и судебных расходов, определены в соответствии с Законом РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей", а не на основании Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".(решения Дзержинского районного суда города Волгограда по делу № 2-1739/2020 от 26.05.2020г., по делу № 2-1782/2020 от 26.05.2020г., по делу № 2-1817/2020 от 26.05.2020г., по делу № 2-2026/2020 от 27.05.2020г., по делу № 2-2012/2020 от 27.05.2020г.) Также есть судебные решения, по которым суды и вовсе отказывают в предоставлении отсрочки по судебным решениям, находящимся на стадии исполнительного производства, ссылаясь при этом на то, что «..положения Постановления Правительства РФ не распространяются на правоотношения, связанные с исполнением решения суд, вступившего в законную силу, а также с вопросом по отсрочке его исполнения» (определение Элистинского городского суда Республики Калмыкия по делу № 2-761/2020 от 22.06.2020г. ) Более того, в судебном производстве Верховного суда РФ появилось заявление об оспаривании законности абз. 7 пункта 1 Постановления Правительства (как раз предусматривающего отсрочку) в связи с его противоречием Конституции и федеральным законам - дело № АКПИ20-229 было назначено к рассмотрению в Верховном суде РФ на 10.00ч. 03 июля 2020 года. Так что не так просто застройщикам получить отсрочку по неустойкам – и сама по себе процедура длительная, и в судебной системе не сложилось единого мнения по поводу правил предоставления отсрочки. Ситуацию могла бы спасти оперативная подготовка высшими судебными инстанциями разъяснений порядка предоставления отсрочки в рамках Постановления Правительства № 423 от 02.04.2020г. Это позволило бы добиться единообразия судебной практики, что крайне необходимо в целях реализации данной меры поддержки. Также существенно разгрузило бы и застройщиков, и суды перераспределение полномочий по предоставлению отсрочки по исполнительным производствам на судебных приставов. По принципу «одного окна», служба судебных приставов могла бы предоставить отсрочку по всем исполнительным производствам, возбуждённым по решениям судов о взыскании неустоек в пользу участников долевого строительства. |