Сейсмобезопасность и Свод правил СП 14: как написать, чтобы совпало?
Манипуляции со Сводом правил 14.13330.2018 «СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах» опять привлекли внимание профессионалов строительной отрасли – в Российском союзе строителей 26 февраля состоялось расширенное совещание по вопросам развития технического регулирования в строительстве в сейсмоопасных регионах РФ.
Судя по количеству участников и по представительству, президент РСС Владимир Яковлев собрал весь руководящий состав организаций, имеющих отношение к проектированию и строительству с сейсмоопасных регионах России. А таковых в стране насчитывается более 30%. В совещании под председательством президента РСС Владимира Яковлева приняли участие Директор ФАУ «ФЦС» Сергей Музыченко, председатель комитета по строительств у ТПП РФ Ефим Басин, президент НОСТРОЙ Антон Глушков, президент НОПРЗ Михаил Посохин, председатель ТК 400 Лариса Баринова, вице-президент РСС Анвар Шамузафаров, ректор МГСУ Павел Акимов, представители руководства РСПП, АО «НИЦ «Строительство», Института физики Земли и так далее. Напомним, что в июле 2020 года в рамках постановления правительства №985 были утверждены новые карты общего сейсмического районирования (ОСР-2016), на основе которых балльность по сейсмике в ряде регионов по факту была повышена или понижена, а проектировщикам и строителям предлагалось со дня появления этого документа учитывать его в своей работе. То есть, никакого переходного периода дано не было – и это вкупе с тем, что профессиональное сообщество высказывало сомнения по поводу самих карт и их объективности. В итоге массированная информационная компания и многочисленные обращения строителей и проектировщиков из регионов привели к тому, что глава Минстроя Ирек Файзуллин Изменения №1, вводящие ОСР-2016, отменил. Этим решением оказались довольны все, кроме одной организации, которая эти карты, собственно, и делала, а потом собиралась на их основе разрабатывать по заказу документы микрозонирования. Однако встает вопрос – а что дальше? Продолжать работать по старым картам или все-таки начать масштабные изыскания в сейсмоопасных районах и актуализировать карты с учетом новой информации? Да и не пришло ли время проанализировать не только весь свод правил по сейсмике, но и всю систему техрегулирования строительства в сейсмоопасных регионах? На эти вопросы и искали ответы участники совещания в РСС. Так, президент НОСТРОЙ Антон Глушков поддержал отмену ОСР-2016, однако, заметил, что главное в этом вопросе – увязать благие намерения о сокращении ивестиционно-строительного цикла с безусловным обеспечением безопасности объектов капитального строительства. А. Глушков предложил следующие меры по развитию технического регулирования в строительстве в сейсмоопасных регионах страны: 1. Обеспечить проведение дальнейших исследований по обеспечению сейсмобезопасности объектов капитального строительства, включая уточнение карт сейсморайонирования страны; 2. IIри повышении балльности регионов определить по согласованию с руководством субъектов Российской Федерации переходный период введения норм (примерно 3 года для всех объектов капитального строительства и 5 лет для объектов жилищного строительства); 3. Определить затраты, которые при увеличении балльности регионов будут необходимы для строительства новых объектов и укрепления конструкций существующих объектов; 4. Согласовать с финансовыми органами страны и субъектов Российской Федерации источники в бюджете для финансирования дополнительных затрат, разработать адресные инвестиционные программы; Михаил Посохин заявил, что проблема технического регулирования в строительстве в сейсмоопасных регионах существует давно и что в настоящее время отсутствует экспериментальная база для проверки прочности проектируемых конструкций и узлов зданий и сооружений. При принятии прежним руководством Минстроя России и:зменений в <СП l 4. 1 ЗЗ3 0.20 l 8>СП 14 «Строительство в сейсмических районах» эта тема широко нс обсуждалась, и профессиональное сообщество по этой тематике практически не высказывалось. Во многих местах необходимо заново проводить исследования, буровые работы и расставлять датчики, которые могли бы фиксировать на протяжении определенного времени происходящие колебания. По мнению М.Посохина, нужно создать рабочие группы (комиссии), которые будут включать не только чиновников, но и людей, связанных с наукой и техникой и организовать их четкую работу. Сергей Музыченко отметил, что за 6 месяцев после вступления документа в силу регионы не смогли приспособиться к новым условиям строительства, о чем свидетельствовали как многочисленные обращения СРО Красноярска, Иркутска, Барнаула, Новосибирска, Кемерово, так и НОСТРОя. Поэтому для решения этой задачи была разработана оперативная дорожная карта, состоящая из двух простых шагов: отмена Изменений №1 СП 14.13З30.2018 и утверждение Изменения № 2 с учетом требуемого отлагательного периода введения в действия, для того чтобы проектировщики и строители в регионах смогли успеть приспособиться к новым вводным, В настоящее время НИЦ «Строительство» уже разработал проект Изменения №2, и сейчас документ проходит доработку. При этом будет предусмотрен переходный период не менее 3 лет, учитывая необходимость изменений в бюджетах регионов. А пока, до утверждения Изменения №2, подлежит применению исходная редакция СП 14.1ЗЗЗ0.2018 с комплектом карт ОСР-2015. По мнению Ларисы Бариновой, принимать сегодня Своды правил с учетом последнего варианта карт ОСР нельзя не только потому, что они значительно, и в ряде случаев, безосновательно приведут к увеличению стоимости проектирования и строительства, но и потому, что встанет вопрос: а что делать с существующим фондом, исходя из новых требований? Необходимо продолжить работу над СП и над картами. Необходимо также обратить внимание на необходимость восстановления или создания современной испытательной базы в НИЦ «Строительство» <С,t,роительство)] а ,I,акже поставить воIIрос о современном оснащении станций сейсмического наблюдения>. Замгенерального директора НИЦ «Строительство» Андрей Звездов считает, что целесообразно разработать на основе имеющихся нормативно-технических документов один базовый СП «Строительство в сейсмических районах. Общие положения», взяв за основу СП-14. Далее в развитие нормативной базы следует разработать группу руководств и рекомендаций по проектированию применительно к различным категориям зданий и сооружений. А Михаил Лейбман предложил одобрить проект развития исследовательской и экспериментальной базы сейсмостойкого строительства в АО «НИЦ «Строительство». Итог обсуждению подвел вице-президент РСС Анвар Шамузафаров. Он подчеркнул, что Свод правил СП 14.1ЗЗЗ0.2018 СНиП II-7-81 «Строительство в сейсмических районах» является очень важным документом и к его написанию нужно отнестись с очень большим вниманием и привлечь к работе над ним изначально профессиональное сообщество. При рассмотрении Стратегии <Агрессивное развитие инфраструктуры>в правительстве Российской Федерации было принято решение о совершенствовании системы технического регулирования в строительной отрасли, чтобы снять излишние административные барьеры и ускорить инвестиционно-строительный цикл возведения объектов капитального строительства примерно в два раза. Но эта работа должна проводиться при обеспечении безопасности объектов капитального строительства. В данное время Своды правил и национальные стандарты в строительстве морально устарели, так как они были основаны на СНиПах и ГОСТах, которые были утверждены еще 20 лет назад и были актуализированы очень формально и поверхностно. Предстоит большая работа по проведению реформы системы технического регулирования. А.Шамузафаров предложил выделить финансирование для серьезной работы в этой области и как первый шаг - руководству НОСТРОИ и НОПРИЗ предусмотреть в своих сметах на 2021 год финансирование на эту работу в размере по 10 млн рублей, а координировать эту работу мог бы ФАУ ФЦС. Участники совещания поддержали предложения о возрождении на базе Минстроя России Комиссии по сейсмостойкому строительству с участием региональных представителей изыскателей, проектировщиков, строителей и научного сообщества, а до ее формирования – создание рабочей группы по подготовке Изменения № 2 к СП |