Счетная палата: главные нарушения – опять в госзакупках и сфере строительства
Самые «громкие» выводы СП традиционно касаются госзакупок, бюджетных программ и строительства.
Нарушения в системе закупок, мизерная финансовая помощь пострадавшим дольщикам, очереди на жилье длиною в треть жизни, неубывающие долгострои – не многовато будет? Прошлый год был непростым для всех, и Счетная палата не стала исключением. Во II кв., когда традиционно проходят проверки всех главных распорядителей бюджетных средств, ведомство из-за пандемии было вынуждено приостановить проверочные и экспертно-аналитические мероприятия. В итоге часть из них была перенесена на более поздний срок и должна завершиться уже в 2021 г. Из-за этого более чем на треть снизилось число выездов Счетной палаты, на которых фиксируется основная масса нарушений. В итоге в 2020 г. нарушений было выявлено меньше, чем годом ранее. При этом, напротив, значительно вырос объем средств, возвращенных в бюджет. Также выросло и число проведенных Счетной палатой экспертиз нормативных правовых актов, количество которых заметно увеличилось вследствие пандемии. В целом в отчетном году Счетная палата провела 334 мероприятия, в том числе 230, связанных с аудитом формирования и контролем исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Всего за 2019 и 2020 гг. ведомство направило 869 рекомендаций, из них 502 – в 2020 г. К 31 декабря 2020 г. из них были выполнены 311, в том числе 173 рекомендации, направленные в 2019 г. Работать, не нарушая В 2020 г. Счетной палатой было выявлено 3698 нарушений на общую сумму 355,5 млрд руб. Наибольшая доля приходится на государственные закупки и закупки отдельными видами юридических лиц. Всего в прошлом году было выявлено 779 фактов нарушений в этой сфере на общую сумму около 108,7 млрд руб., из них 96,3 млрд руб. составили нарушения, связанные с определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контрактов. Основные проблемы контрактной системы – недостаточная прозрачность ценообразования и непонимание регуляторами интересов участников закупок. Практически половина нарушений, допущенных при закупках, приходится на нарушения при обосновании начальных (максимальных) цен контрактов. Также необходимо совершенствовать единую информационную систему в сфере закупок, в том числе решить проблему достоверности размещаемой информации. В целом потенциал контрактной системы используется в практической деятельности не в достаточной мере. Отсутствует методология разработки критериев оценки эффективности закупок. Основные оценочные показатели эффективности – среднее количество заявок на один лот и относительная экономия по результатам проведения закупочных процедур. При этом результаты опроса заказчиков и поставщиков показали, что большинство считают закупку эффективной, если по ее результатам поставлен качественный товар и контракт исполнен в срок. В среднем уровень конкуренции по 44-ФЗ составляет около трех заявок на 1 лот, а по 223-ФЗ – менее двух. Также установлено преобладание в системе госзакупок неконкурентных способов закупок – около 70%. Другой значимый блок нарушений – при формировании и исполнении бюджета, которых выявлено 1491 на общую сумму 70,6 млрд руб., основную долю из которых составляют нарушения, допущенные при исполнении бюджета – 52,3 млрд руб. Значительная доля нарушений связана с реализацией федеральной адресной инвестиционной программы – свыше 60 фактов на общую сумму более 17 млрд руб. Здесь основные проблемные зоны – необеспечение своевременного ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию и наличие незавершенных проектных работ. Счетной палатой на регулярной основе в составе незавершенного строительства выявляются объекты, строительство которых приостановлено, но консервация вопреки Градостроительному кодексу РФ не проведена. При планировании расходов на ФАИП не удалось обеспечить необходимый уровень информационного взаимодействия и цифровизации. Причинами этого стали неполнота и недостаточная актуальность сведений, содержащихся в информационном ресурсе ФАИП. В бюджеты всех уровней бюджетной системы возвращено 16 423,3 млн руб., 148 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, в том числе 23 уволены. Возбуждено 45 дел об административных правонарушениях. К ответственности привлечено 39 должностных и юридических лиц, общая сумма наложенных штрафов превысила 7,6 млн руб. Не то, что кажется Что касается аудита государственных программ, то в прошлом году Счетная палата уделила им особое внимание, в том числе Сводному годовому докладу о реализации и оценке эффективности ГП, который составляет Минэкономразвития России. Так, по мнению министерства, в 2019 г. 17 ГП были реализованы «высокоэффективно», т. е. их реализация – свыше 95%, еще 17 ГП был присвоен статус «эффективность выше среднего» - от 80 до 94,9%, а у 8 ГП – «эффективность ниже среднего» - от 65 до 79,9%. Ни по одной ГП министерство не установило низкую степень эффективности. Однако оценка Счетной палаты получилось иной. Средний уровень эффективности был установлен для 20 ГП, а низкий уровень – для 11 ГП, еще 11 ГП вовсе не подлежали оценке эффективности. В целом, по оценке Счетной палаты, 31 из 45 госпрограмм в той или иной степени не соответствуют документам стратегического планирования, из них 29 госпрограмм не соответствуют отраслевым стратегическим документам. Количество обманутых дольщиков только растет Приоритетными направлениями в работе стали резонансные и крайне актуальные для общества жилищные вопросы. В частности, Счетная палата проанализировала ситуацию в сфере долевого строительства и выявила риски невыполнения программ помощи обманутым дольщикам и дальнейшего роста числа этих граждан. Несмотря на то, что в 2017–2019 гг., согласно данным субъектов, было достроено и введено в эксплуатацию 1097 многоквартирных домов жилой площадью 9161 тыс. кв. м, заметных сдвигов в решении проблем обманутых дольщиков не произошло. Так, по состоянию на 20 мая 2020 г. в Единый реестр проблемных объектов включено 3102 многоквартирных дома жилой площадью 18,5 млн кв. м. При этом только с февраля 2020 г. количество этих объектов увеличилось на 112 с жилой площадью 1 млн кв. м. Наиболее сложная ситуация отмечена в Московской, Ленинградской, Нижегородской областях и Краснодарском крае. В числе основных причин такой ситуации – нехватка финансирования и отсутствие достоверной информации об общем количестве граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков. По предварительной оценке Минстроя России, только в 2020–2022 гг. на восстановление прав участников долевого строительства в отношении 63% многоквартирных домов может потребоваться около 533,5 млрд руб. Из них средства федерального бюджета – 300,5 млрд руб. Почти такую же оценку дает и Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства – 513 млрд руб., из которых 312 млрд руб. – средства федерального бюджета Однако федеральным законом о федеральном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022–2023 гг. на финансирование мероприятий по восстановлению прав дольщиков планируется выделить 27 млрд руб. в 2021 г., 1 млрд руб. – в 2022 г. и 26 млрд руб. – в 2023 г. Что касается количества обманутых дольщиков, по различным экспертным оценкам, это число варьируется от 180 до 200 тыс. человек. При этом по результатам проведенных Счетной палатой проверок в деятельности АО «ДОМ.РФ» и публичной правовой компании «Фонд по защите прав граждан – участников долевого строительства» был отмечен ряд недостатков, которые не позволили в полной мере реализовать их потенциал и кардинально изменить ситуацию с решением проблем обманутых дольщиков. По итогам анализа Счетная палата рекомендовала Правительству оценить финансовые возможности бюджетов всех уровней в части софинансирования мероприятий по восстановлению прав пострадавших граждан и разработать «дорожную карту». Очередь длиною в жизнь Еще одна острая проблема – обеспечение жильем инвалидов. Анализ показал, что государство до сих пор не выполнило свои обязательства в этой сфере для очередников, принятых на учет до 1 января 2005 г. По состоянию на 1 января 2020 г. в стране насчитывалось более 42 тыс. таких граждан. Темпы предоставления господдержки на улучшение жилищных условий инвалидов настолько низкие, что ожидание в 88% случаев затягивается на 15–25 лет, есть примеры, когда этот период достигал 35 лет, и многие просто не успевают реализовать свое жилищное право. Количество снятых с учета очередников значительно превышает количество получивших государственную поддержку. Основная проблема – недостаток финансового обеспечения. С 2014 г. потребность регионов в средствах федерального бюджета в среднем удовлетворялась всего на 5%, что позволяло обеспечивать в течение одного года от 3 до 6% общего числа нуждающихся. При сохранении таких объемов финансирования на полную ликвидацию очереди потребуется свыше 20 лет. В настоящее время остается пробел в нормативно-правовом регулировании вопросов обеспечения жилыми помещениями не малоимущих инвалидов, но проживающих в непригодном жилье или в жилых помещениях, не отвечающих потребностям людей с ограниченными возможностями. Не лучше обстоят дела и с обеспечением жильем инвалидов после 1 января 2005 г. Предусмотренные Жилищным кодексом РФ нормы по предоставлению органами местного самоуправления жилья малоимущим гражданам по договорам соцнайма в полной мере не реализуются из-за отсутствия свободных жилых помещений в муниципальных жилых фондах и недостаточности доходного потенциала большинства муниципалитетов для строительства новых жилых домов. Сейчас на жилищном учете состоит около 2,5 млн малоимущих граждан, из них инвалидов свыше 60 тыс. человек. Очередность фактически не уменьшается. В 2019 г. улучшили жилищные условия только 3% общего количества очередников. Также в фокусе внимания Счетной палаты остается тема незавершенного строительства. Очередной анализ показал, что, несмотря на меры, принимаемые на федеральном и региональном уровнях, ситуация в сфере ОНС кардинально не меняется: количество «брошенных объектов» и «долгостроя» не сокращается, а предупредить появление новых проблемных объектов также не удается. При этом сокращение объема и количества объектов незавершенного строительства, в первую очередь путем их вовлечения в хозяйственный оборот, может стать резервом для повышения результативности реализации национальных проектов в условиях дефицита средств на осуществление государственных инвестиций. Также подведены промежуточные итоги Анализа достаточности и результативности мер, принимаемых для завершения переселения граждан из непригодного для проживания жилья, созданного в период промышленного освоения районов Сибири и Дальнего Востока, в 2019–2020 гг. и истекшем периоде 2021 г. Так, правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектам на переселение этой категории граждан содержат нормы, допускающие их неоднозначное толкование в части определения понятий жилых и нежилых помещений, из которых и должно производиться переселение граждан. Это может привести к различному толкованию норм правил при их реализации субъектами и не позволит точно определить необходимые категории граждан. Правилами не определены помещения, созданные в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, например, модульные блок-контейнеры, строительные вагончики, сборно-щитовые и каркасно-насыпные дома, бараки и пр., и не установлен временной период промышленного освоения указанных территорий. Указанная информация доведена до Президента РФ и остается на контроле Счетной палаты. Тема доступности жилья, но уже в более широком смысле, рассматривалась аудиторами и при подготовке заключения на проект изменений в Гражданский кодекс РФ. Изменения предусматривали ежемесячное начисление доходов в виде процентов по средневзвешенной процентной ставке за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете эскроу. По мнению Счетной палаты, их принятие повлечет удорожание банковского финансирования для застройщиков на размер ставки и, как следствие, приведет к росту стоимости жилья. Это снизит доступность улучшения жилищных условий для граждан, а также будет препятствовать достижению цели, по которой семьи со средним достатком должны иметь возможность обеспечить себя доступным жильем, в том числе купить или построить таковое с использованием ипотечного кредита, ставка по которому должна быть менее 8%.
|