Саморегулирование в строительстве выходит на новый этап развития и ответственности
В конце декабря 2021 года в повестке дня строительного комплекса звонко прозвучала тема необходимости реформы системы саморегулирования в области инженерных изысканий, проектирования и строительства. Импульсом к этому послужило резонансное выступление перед В.В. Путиным известного в узких профессиональных кругах изыскателя Михаила Богданова на ХХХ Съезде РСПП, которое мы осветили в одном из прошлых материалов. В тонкостях работы по совершенствованию строительного саморегулирования и предложениях по изменению законодательства разбирался собственный корреспондент АНСБ.
Реакция Президента России на выступление господина Богданова (http://ancb.ru/publication/read/12402) не заставила себя ждать и уже 30 декабря 2021 года им было подписано поручение Правительству РФ в срок до 1 июля 2022 года обеспечить проведение анализа практики применения положений законодательства, касающихся деятельности СРО в области строительства и независимой оценки квалификации в данной сфере. В свою очередь Правительство РФ 17 января текущего года выпустило поручение Минстрою, Ростехнадзору, Минтруду совместно с РСПП подготовить проект доклада Президенту РФ по обозначенным темам, связанным с деятельностью СРО. Саморегулирование нужно развивать, а не ликвидировать Стоит отметить, что, по информации сразу нескольких источников в профессиональном сообществе саморегулирования, вышеуказанные поручения имеют своей целью проработку законодательных механизмов совершенствования системы строительных СРО, а не ее ликвидацию, как того хотел бы г-н Богданов. Немаловажно, что с первых дней эта работа организована с привлечением широкого круга экспертов, представителей проектных и строительных компаний, органов государственной власти, представителей СРО и общественных институтов. Сам факт того, что решения о дальнейшей реформе саморегулирования принимаются сегодня не в кабинетах чиновников профильных министерств и ведомств, а в ходе широкой дискуссии, в том числе с участием тех, кто стоял у истоков саморегулирования в строительстве в далеком 2009 году, вселяет определенный оптимизм и надежду на то, что институт саморегулирования сможет обрести второе дыхание и выйти из затяжного периода стагнации, связанного с реформой 2017 года. Тогда, если вы помните, федеральным законом № 372-ФЗ был упразднён допуск компаний на рынок по видам работ, отменены Перечень видов работ и членство в СРО подрядных организаций, введен принцип регионализации для строительных СРО. Первой площадкой, на которой состоялось широкое обсуждение текущего состояния системы саморегулирования, ее проблем и путей их решения стал в соответствии с поручением Правительства РФ Российский союз промышленников и предпринимателей. Под руководством президента РСПП Александра Шохина 7 февраля 2022 года состоялось совещание, посвященное анализу практики применения положений законодательства, касающихся деятельности СРО в области строительства (Протокол имеется в расположении редакции). Среди участников совещания были заместитель министра строительства Сергей Музыченко, президенты нацобъединений СРО НОСТРОЙ и НОПРИЗ Антон Глушков и Михаил Посохин, представители общественных объединений и строительных организаций, а ключевыми докладчиками по вопросам совершенствования системы саморегулирования выступили председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства Ефим Басин, вице-президент ОМОР «Российский Союз строителей» Анвар Шамузафаров и советник генерального директора Госкорпорации «Росатом» Виктор Опекунов. Безусловно, обсуждение вопроса о совершенствовании действующей системы саморегулирования в строительстве не могло обойтись без анализа негативного влияния реформы этой системы в редакции того самого 372-ФЗ, вступившего в силу с 1 июля 2017 года и действующей до настоящего времени. Но гораздо важнее, что в докладах участников совещания прозвучала консолидированная позиция по многим мерам, необходимым к принятию с целью дальнейшего развития института СРО как профессионального сообщества строителей, проектировщиков и изыскателей. В частности, в докладах Ефима Басина и Анвара Шамузафарова прозвучали предложения о восстановлении системы допуска по видам работ, обязательному членству субподрядных организаций в СРО в отличие от действующей системы, где членство в СРО обязательно исключительно для генеральных подрядчиков. Более того, в докладе Анвара Шамузафарова прозвучали также предложения о необходимости восстановления института отраслевых СРО, обеспечивающих допуск на рынок работ по объектам федерального значения в области энергетики, транспорта, обороны и безопасности, а также предложения о повышении ответственности СРО за деятельность своих членов, развитии института национального реестра специалистов и независимой оценке квалификации. Пора возвращать Перечень видов работ и отраслевые СРО В докладе одного из главных идеологов отраслевых систем саморегулирования в строительстве Виктора Опекунова (доклад имеется в распоряжении редакции) наиболее полно сформулированы предложения по изменению градостроительного законодательства с целью совершенствования системы саморегулирования. Главной особенностью этих предложений является то, что каждое из них основано на реальной практике работы саморегулируемых организаций атомной отрасли: СРО «Союзатомстрой», СРО «Союзатомпроект», СРО «Союзатомгео», что и продемонстрировано в докладе. Очевидно, по этой причине в протоколе совещания РСПП имеется отдельная запись о признании успешной практики применения положений законодательства, касающихся деятельности саморегулируемых организаций в области строительства на примере развития строительного комплекса атомной отрасли. Успешная практика работы отраслевых СРО как раз приходится на дореформенный период с 2009 по 2017 годы, то есть до 372-ФЗ. В этот период СРО работали как единый механизм, деятельность которого была направлена на воссоздание строительного комплекса атомной отрасли, когда строительные компании объединены одними ценностями, работают на одних строительных площадках, а не являются для СРО лишь записями в реестре членов. Выстраивалась система, в которой строители сами формируют системообразующие признаки: наивысший уровень требований, системный контроль, нормативно-техническое регулирование, единые подходы к квалификации персонала, работу в составе экспертного сообщества и таким образом решают общую задачу — развитие строительного комплекса и формирование профессионального сообщества строителей. В соответствии с этими принципами с 2009 года выстраивались и другие системы саморегулирования в области ТЭК, в частности, в нефтяной и газовой отраслях. Именно эти СРО года вели реальную работу по разработке стандартов, контролю и надзору непосредственно на строительных площадках, обеспечению своих строек квалифицированным персоналом. По мнению В. Опекунова, одна из самых важных проблем действующего градостроительного законодательства, которая сейчас почти не обсуждается, — это деление стройкомплекса страны на регулируемый и нерегулируемый секторы. Генподрядчики – это регулируемый сектор, и все механизмы регулирования в законе распространяются только на них. При этом никого не интересует, что это за компания, ее история, опыт, уровень компетенций. Если она внесла взносы в компфонды и имеет двух специалистов в Нацреестре, то она получает право заключать генподрядные контракты, включая госконтракты на сооружение любых объектов стоимостью более 10 млрд рублей. А весь остальной огромный строительный рынок, включающий субподрядные организации, остался вне какого-либо регулирования градостроительным законодательством. Наряду с исключением из системы регулирования субподрядных организаций выброшенным оказался очень важный элемент системы – Перечень видов работ, влияющих на безопасность объектов, а также Свидетельство о допуске к их выполнению, тем самым выхолощены сам смысл и логика деятельности СРО. Неоднократно в профессиональном сообществе строительной отрасли и саморегулирования поднимался вопрос об острой необходимости возвращения обязательного членства подрядных организаций в СРО наряду с функциями СРО по допуску организаций к выполнению работ при сооружении объектов капитального строительства в разрезе Перечня видов работ по инженерным изысканиям, проектированию и строительству по аналогии с действующей до 1 июля 2017 года системой саморегулирования. Анализируя все то, что на сегодняшний день уже произошло, можно сделать вывод, что после 2017 года профессиональное сообщество от выстроенной в рамках прежней концепции и логически выверенной системы саморегулирования перешла к системе, у которой нет четко сформулированных целей и задач, объясняющих логику большой институциональной реформы саморегулирования. Работа прежней модели СРО была задумана и законодательно определена как работа, прежде всего, по воссозданию и развитию строительного профессионального сообщества после череды всевозможных реформ и смены социально-экономической системы государства. В связи с этим предложения В. Опекунова содержат комплекс мер, которые позволяют вернуться к модели саморегулирования в том виде, в котором она была разработана и введена в действие в 2009 году, когда речь шла о создании и развитии профессиональных сообществ, которые в свою очередь должны развивать профессиональные компетенции, развивать профессию, весь отраслевой блок: - ввести в градостроительное законодательство Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с установлением прав и обязанностей членов СРО и самих СРО; - установить требования к заказчикам об обязательности информирования СРО о намерении заключить договор с организацией-членом соответствующей СРО и запросе у нее подтверждения способности исполнения договора; - установить ответственность СРО средствами компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств исключительно для договоров, по которым было дано подтверждение способности члена саморегулируемой организации выполнять работы по такому договору; - ввести понятие «Отраслевая саморегулируемая организация» в области строительства, проектирования, инженерных изысканий, основанная на членстве лиц, выполняющих работы на объектах отраслей экономики, имеющих федеральные органы управления. Реализация данных мер, в случае их включения в градостроительное законодательство, позволит существенно усилить роль и ответственность СРО в области обеспечения безопасности, повышения качества работ при сооружении объектов капительного строительства. Со своей стороны, РСПП продолжит рассматривать вопрос о совершенствовании системы саморегулирования в строительстве. Для этого в составе Бюро Правления РСПП создана Рабочая группа по саморегулированию в сфере строительства. В данную работу включаются сегодня и другие общественные институты. В частности, состоялось похожее совещание в Торгово-промышленной палате РФ (протокол имеется в распоряжении редакции), в ходе которого также были изложены позиции по совершенствованию системы саморегулирования, в том числе и по отраслевым СРО. Выводы ТПП РФ в основном совпадают с выводами совещания, состоявшегося в РСПП. По информации АНСБ, следующее обсуждение судьбы строительного саморегулирования должно состояться в марте в Общественной палате РФ. Редакция следит за ходом событий и сделает все возможное для оперативного информирования читателей о важнейшей работе по развитию системы регулирования строительного рынка. Максим Александров |