+7 (831) 439 13 36

+7 (831) 439 13 43

+7 (831) 435 17 67

Нижний Новгород,

площадь М. Горького, д. 4/2, офис 32

Нижний Новгород,

площадь М. Горького, д. 4/2, офис 32

+7 (831) 439 13 36

+7 (831) 439 13 43

+7 (831) 435 17 67

Карта сайта

+7 (831) 439 13 36

+7 (831) 439 13 43

+7 (831) 435 17 67

Нижний Новгород,

площадь М. Горького, д. 4/2, офис 32

Изучаем правовые особенности контрактов «под ключ» и то, в каких СРО должны состоять участники закупки

Главная » Новости » Изучаем правовые особенности контрактов «под ключ» и то, в каких СРО должны состоять участники закупки
10 ноября 2022
В последнее время всё большую популярность приобретают закупки «под ключ», когда один генподрядчик берёт на себя работы по изысканиям, проектированию и строительству объекта. Данная схема работы удобна и для заказчика, который имеет дело с одним исполнителем, и для строительной компании, которая может оперативно решать проектно-изыскательские вопросы внутри своих подразделений. Однако с юридической точки зрения такие контракты имеют свои нюансы.

О некоторых вопросах и путях их решения рассказала начальник правового управления Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области Ирина Настенко (на снимке – ред.). Доклад был сделан на расширенном заседании регионального Экспертного совета по 44-ФЗ. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Челябинска.

***

Контракт «под ключ» позволяет определить единственного ответственного, который будет сам себе выполнять инженерные изыскания, проектировать, строить, поставлять оборудование. Именно такой контракт позволяет производить замену строительных ресурсов в условиях применения санкций, вносить корректировку с учётом текущей ситуации на рынке.
Закон о контрактной системе предусматривает возможность осуществлять закупку, объектом которой может быть одновременно:

1. Подготовка проектной документации и(или) выполнение инженерных изысканий.
2. Выполнение работ по строительству, реконструкции и(или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
3. Поставка оборудования, предусмотренного проектной документацией.

Часть 16.1 статьи 34 Федерльного закона № 44-ФЗ устанавливает возможность заключения контракта, предметом которого одновременно может быть выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.

Однако порядок и основания заключения таких контрактов установлен постановлением Правительства РФ от 12 мая 2017 года № 563. В соответствии с пунктом 2 Правил заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, утверждённым данным постановлением, для заключения такого контракта необходимы одновременно два условия:

1. Наличие заключения по результатам проведённого технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта;

2. Решение о заключении контракта, принятого:

а) Правительством РФ или главным распорядителем средств федерального бюджета – в отношении объектов капитального строительства федеральной собственности;

б) высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации – объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации;

в) главой муниципального образования – объектов капитального строительства муниципальной собственности.
Требования к участникам закупки устанавливаются статьёй 31 Федерального закона № 44-ФЗ. В связи с этим возникает вопрос – в каких саморегулируемых организациях должны состоять участники такой закупки?

Согласно письму Минстроя России от 10 июня 2021 года № 24024-ТБ/02 «Об особенностях исполнения договорных обязательств по договорам о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключённых с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, не являющимися членами саморегулируемых организаций», участник закупки должен быть членом одновременно трёх СРО: в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства.

Закономерно возникает вопрос, каким образом будет компенсироваться вред в случае его причинения. Например, каким образом с организации можно требовать возмещения затрат, если требования к участнику закупки были установлены только в области строительства, а сам подрядчик не состоит в СРО в области архитектурно-строительного проектирования?

Ответ можно получить из совместного письма Министерства финансов РФ от 3 октября 2022 года № 24-01-07/95279 и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 3 октября 2022 года № Б0737-СИ/02 за длинным названием «О подтверждении членства участника закупки в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства для целей участия в закупках в соответствии с федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Несмотря на позицию Минфина и Минстроя, выраженной в их совместном письме, мнение Центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы отличается. ФАС считает, что необходимо устанавливать членство в одной СРО – в сфере строительства. В обратном случае – это ограничение конкуренции. Суды поддержали данную позицию, о чём свидетельствуют, например, материалы дела № А40-252987/18.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2021 года № 2571, к участникам закупок дополнительно предъявляются требования в случае, если при осуществлении закупки НМЦК превышает 5 миллионов рублей. Однако постановлением Правительства РФ № 2571 не установлено, что такая закупка может быть одновременно на подготовку проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.