Особенности и риски строительных проектов при исполнении контрактов
15 ноября 2022
С докладом о том, что делать, когда работа по контракту может перейти в судебный спор, выступила руководитель судебно-арбитражной практики адвокатского бюро «КРП», адвокат Екатерина Туманова (на снимке – ред.). Беседа состоялась на расширенном заседании регионального Экспертного совета по 44-ФЗ. *** К сожалению, ныне действующие нормативно-правовые акты в области госзакупок, не позволяют однозначно трактовать все споры, возникающие между заказчиком и подрядчиком. Многое решает сложившаяся практика, а когда найти общий язык не получается, сторонам приходится идти в суд. Базовые документы, которыми руководствуются юристы в таких случаях, это Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также «Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утверждённый Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 года. Подводных камней конкурсной документации может быть много. Прежде всего, это цена. Во многих случаях возникает спор об оплате дополнительных работ или оплате по итогам экспертизы сметной стоимости. Например, не учтена цена материалов, либо спор возникает по работам, не учтённым в смете, но предусмотренным проектом контракта. В таком случае строителям стоит обратиться к судебной практике: постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2020 года № 14АП-9491/20 по делу № А13-8284/2020, постановлению Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2021 года № 08АП-360/21 по делу №А46-498/2020. Другой случай, когда разногласия возникают из-за предмета – выявлены работы, не учтённые в проектной документации и смете. Чаще всего такое происходит, когда выполняется контракт с «историей», или работы после другого подрядчика. Сюда же можно отнести и споры о невозможности выполнения работ, например, по ветхоаварийным объектам. Важнейшим фактором для успеха в случае возможного судебного спора или досудебного урегулирования становятся коммуникации между сторонами, с чёткой фиксацией всех возникающих вопросов и ответов на них. Ключевое значение имеют такие материалы, как уведомление о некачественной технической документации со стороны заказчика, соглашение сторон о приведении технической документации по контракту в соответствие с фактическими параметрами объекта капитального строительства в целях устранения допущенной ошибки не является изменением условий контракта по смыслу части 2 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ. Также стоит обратить внимание на уведомление о приостановлении работ или вынужденной просрочке со стороны подрядчиков. Подсказки о том, как работать с этими документами, можно искать в практике. Например, в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 1 марта 2018 года № Ф06-29693/18, АС Дальневосточного округа от 16 января 2018 года № Ф03-5336/17, Восемнадцатого ААС от 31 июля 2018 года № 18АП-9108/18, Четырнадцатого ААС от 7 июня 2018 года № 14АП-3577/18, Двенадцатого ААС от 21 июня 2017 года №12АП-5704/17, Девятого ААС от 9 февраля 2017 № 09АП-67109/16. Госпожа Туманова коснулась и такого важного вопроса, как способы оспаривания экспертизы. Эта процедура может проходить как доказательство по делу, например, через судебную экспертизу или рецензию. Регламентируют этот порядок постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 года № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства …» и постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 года №1159 «О критериях экономической эффективности проектной документации». В остальном оспаривание экспертной оценки осуществляется в порядке Регламента предоставления консультационной услуги «Экспертная оценка документации на соответствие техническим регламентам и (или) нормативам в области сметного нормирования и ценообразования». Разделом 5 Регламента прямо указано на возможность и порядок досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий. |