Совет Федерации внес в Госдуму «матвиенковские» поправки в 44-ФЗ о госзакупках
14 марта в Государственную Думу на рассмотрение поступил законопроект, вносящий поправки в федеральный закон 44-ФЗ о госзакупках. Эти изменения были инициированы председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко, которая в начале года озаботилась длительностью и сложностью закупочных процедур, особенно в строительстве.
По мнению Валентины Матвиенко, федеральный закон о госзакупках 44-ФЗ тормозит освоение бюджетных средств, особенно при строительстве объектов. Сейчас, после проведения всех конкурсных процедур, на освоение средств остается полгода, а это неприемлемо в нынешней ситуации, отметила Матвиенко. Она поручила вице-спикеру Николаю Журавлеву разработать соответствующие поправки и до завершения СВО на Украине наложить мораторий на закон и дать право регионам в ускоренном режиме принимать решения по началу строительства инфраструктурных, социальных и иных объектов. Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был разработан в течение месяца. Его авторами стали председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, а также сенаторы РФ – Андрей Турчак, Андрей Яцкин, Николай Журавлев , Галина Карелова, Анатолий Артамонов, Андрей Кутепов, Андрей Клишас, Сергей Рябухин, Константин Долгов, Александр Шендерюк-Жидков. По словам вице-спикера СФ Николая Журавлева, законопроект подготовлен в целях совершенствования осуществления закупок и заключения государственных и муниципальных контрактов, в том числе на выполнение строительных работ, а также в целях упрощения, повышения эффективности и оперативности обеспечения государственных и муниципальных нужд, исключения излишних временных затрат заказчиков при осуществления закупок. В частности, документ предусматривает повышение ценового порога, допускающего проведение электронного запроса котировок, с трех миллионов до десяти миллионов рублей, а также снятие ограничения на объем таких закупок. «Такое изменение направлено на сокращение сроков закупочных процедур, поскольку данный способ закупок проводится в наиболее короткий срок и позволяет оперативно удовлетворить потребность заказчика в товаре, работе, услуге», — отметил сенатор. Законопроектом предусматривается и повышение ценового порога, допускающего проведение малых закупок в электронной форме с использованием электронных площадок, с трех миллионов до пяти миллионов рублей, добавил Николай Журавлев. По его словам, эта мера также направлена на сокращение сроков закупок и повышение оперативности обеспечения государственных и муниципальных нужд за счет использования более простых закупочных процедур. Кроме того, документом устанавливается возможность проведения строительных закупок «под ключ» в срок до 1 января 2025 года, что позволяет более оперативно и эффективно осуществлять строительство различных объектов с полным циклом от момента проектирования объекта до этапа его оснащения всем необходимым для его эксплуатации оборудованием. «Заказчики наделяются полномочиями заключать контракт с участником закупки, которому присвоен второй номер по итогам проведения конкурентной закупки, в случае расторжения контракта с победителем такой закупки в связи с возникновением независящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, без условия принятия решения о внесении победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков», — подчеркнул сенатор. По словам Николая Журавлева, чтобы снизить временные затраты заказчиков на процесс закупки товара, работы, услуги, законопроект предполагает сокращение сроков согласования заключения контракта с единственным поставщиком. «Заказчики смогут устанавливать разные размеры аванса в отношении этапов исполнения контракта, предусматривающих выполнение работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта», — сказал он. В законопроекте, отметил сенатор, предусмотрено право заказчиков осуществлять закупки с указанием конкретного товарного знака без обязанности учитывать возможные эквиваленты в отдельных случаях, обусловленных особенностями таких закупок. Кроме того, подчеркнул Николай Журавлев, исключаются излишние требования, связанные с определением начальной (максимальной) цены контракта. «Заказчики вправе самостоятельно разрабатывать правила определения и обоснования НМЦК, в том числе учитывая географические и экономические особенности региона, уровень конкуренции на рынке определенного товара, а также современные методы и способы получения информации о рыночных ценах на товары, работы, услуги», — пояснил он. «Внесенные изменения позволят оперативно реализовывать важные для страны проекты, и при этом сохранится высокий уровень контроля и прозрачности расходования бюджетных средств на государственные закупки». Законопроект доступен по ссылке: https://sozd.duma.gov.ru/bill/314175-8 Источник: Совет Федерации |