Изменения в госзакупках с 1 января 2023 года
С 1 января 2023 году вступил в силу большой пакет изменений в федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (закон № 44-ФЗ). Общие требования проведения закупокИзменились требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки участника закупки. Независимая гарантия должна будет предусматривать выплату заказчику средство всех случаях, установленных ст.44 Закона № 44-ФЗ, а не только при наступлении обстоятельств, указанных в ч.15 ст.44 Закона № 44-ФЗ. (п.1 ч.2 ст.45 Закона № 44-ФЗ) Заказчики в 2023 году будут вправе не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта( или об обеспечении гарантийных обязательств) в извещении о закупке, проекте контракта, за исключением случая, когда в контракте предусмотрено условие о выплате аванса без казначейского сопровождения . Также можно не устанавливать обеспечение исполнения контракта (или обеспечение гарантийных обязательств) по мелким закупкам с низким риском непоставки или товаров с низким риском брака. (ч. 64.1 ст.112 Закона № 44-ФЗ) С 15 до 7 рабочих дней сокращается срок оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) поставленных товаров, работ, услуг, если было установлено условие о привлечению к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП и СОНКО. В случае установления в проекте контракта условия о привлечении субподрядчиков из числа СМП и СОНКО, необходимо указывать срок оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не более 7 рабочих дней (п.5 типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. № 1466) Электронные конкурсы, так же, как и аукционы, с 1 января 2023 года могут проводиться на право заключить контракт. Если в ходе подачи ценовых предложений цена электронного конкурса «ушла в минус», то предложения участников рассматриваются в качестве размера платы за право заключить контракт с заказчиком (ч.8 ст.48 Закона № 44-ФЗ) Отменяется предел в 100 млн рублей при подаче ценового предложения на право заключения контракта в ходе электронного аукциона. Предел подачи предложения на право заключения контракта по аукциону не установлен. (утратил силу подпункт «г» п.9 ч.3 ст.49 Закона № 44-ФЗ на основании п.15 ст.2 Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ) Появляется норма об использовании электронных подписей иностранными участниками. Участники закупок – иностранные лица смогут получать квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей для использования в целях закупок в аккредитованных удостоверяющих центрах. Они вправе использовать для подписания информации и электронных документов по Закону № 44-ФЗ электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства, международными стандартами и признанные в РФ. (ч.2 ст.5 Закона № 44-ФЗ) Изменился порядок применения антидемпинговых мер. Если участник конкурса или аукциона не подтвердит свою добросовестность или его информация будет признана недостоверной, уклонившимся от заключения контракта его признает не комиссия, а заказчик. Соответствующее решение заказчик оформляет в порядке и в сроки предусмотренные ст.51 Закона № 44-ФЗ (ч.5 ст.37 Закона № 44-ФЗ) Уточняется понятие «конфликт интересов». Под его действие подпадают ситуации, когда должностное лицо заказчика или его близкий родственник является участником закупки как физлицо или входит в исполнительный орган участника – юридического лица или владеет более чем 10% акций участника закупки. (п.9 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ) На руководителя заказчика, членов закупочной комиссии, руководителя и работников контрактной службы, контрактного управляющего возлагаются обязанности принимать меры по предупреждению конфликта интересов. (ч.7 ст.38 Закона № 44-ФЗ) Определен перечень лиц, которые не могут входить в состав закупочной комиссии из-за конфликта интересов. К таковым относятся лица, которых привлекали к закупке в качестве экспертов к оценке извещения, заявок; лица, имеющие личную заинтересованность в закупке, акционеры участников закупки, должностные лица органов контроля. ( ч.6 ст.39 Закона № 44-ФЗ) Изменение контрактовРасширяется перечень оснований для изменения контрактов на выполнение работ. Нормы об изменении контрактов на выполнение строительных работ с 2023 года распространяются на контракты, предметом которых является выполнение работ по геологическому изучению недр. (п.п. 1.2, 1.3, 8 и 9 ч.1 ст.95 Закона № 44-ФЗ) На 2023 год продлена возможность изменения существенных условий контракта на основании решения соответствующего органа власти, если при исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, из-за которых контракт невозможно исполнить. Данная норма позволяет изменять существенные условия любых контрактов. (ч.65.1 ст.112 Закона № 44-ФЗ) В 2023 году заказчики вправе по контрактам на поставку лекарственных препаратов, медизделий и расходных материалов увеличивать или уменьшать количество товаров не более чем на 30% с соответствующим изменением цены контракта. Данная норма позволяет изменять условия контрактов на закупку лекарств, медизделий и расходных материалов. (ч.65.2 ст.112 Закона № 44-ФЗ) Электронная приемкаУстановливаются единые правила математического округления ценовых значений. С 2023 года цена за единицу товара, работы, услуги округляется до 11 цифр после запятой, стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, сумма налога – до двух цифр после запятой. Новый порядок округления ценовых значений позволит избежать расхождений и ошибок. (подпункт «м» п.14 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 января 2022 г. № 60) Электронные «малые закупки»С 1 января 2023 года запускают агрегатор предварительных предложений для электронных малых закупок. При формировании извещения о закупке товара у единственного поставщика на сумму до 3 млн. рублей у заказчика будет доступ к информации о предварительных предложениях участников закупок на всех электронных площадках. (ч.13 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, подпункт «б» п.9 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 января 2022 г. № 60) Электронная «малая закупка» признается состоявшейся, если есть хотя бы одна соответствующая заявка. Единственной соответствующей заявке присваивают первый порядковый номер и контракт заключают с подавшим ее участником. Ранее требовалось не менее двух подходящих заявок. (подпункт «б» п.6 ч.12 Закона № 44-ФЗ) Закупки у единственного поставщикаС 2023 года расширен перечень оснований для заключения контракта с единственным поставщиком. Пункт 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ применяется к заключению контрактов на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности. Контракты на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности можно заключать с единственным поставщиком по п.8 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ. (п.8 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ) Заказчик вправе заключить с единственным контрагентом контракт на оказание услуг по подготовке космонавтов, по организации и обеспечению запусков космических аппаратов и управлению ими в полете, по созданию (разработке, изготовлению и испытанию) космической техники на основании п.61 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ (п.61 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ) До 31 декабря 2023 года заказчики вправе проводить закупки у единственного поставщика, основания для которых устанавливает Правительство РФ, высший орган государственной власти субъекта РФ. Заказчики могут провести закупку у единственного поставщика по п.2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, если региональный орган власти принял акты, в которых указал случаи закупок у единственных поставщиков в регионе и порядок их проведения (изменения в ч.1, ч.2 ст.15 Закона № 46-ФЗ внесены Законом № 420-ФЗ) До 31 декабря 2023 заказчики могут изменять существенные условия контракта с единственным поставщиком по мобилизационной подготовке, закупке товаров для внешней разведки, обеспечению обороны страны, указанные в п.п. 3, 40, 41, 46, 52, 56, 59, 62 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. По соглашению сторон заказчики могут изменять существенные условия указанных контрактов (ч.65.3 ст. 112 Закона № 44-ФЗ) Устанавливаются экологические требования при описании объекта закупкиПри описании объекта закупки из перечня заказчики должны будут установить экологические требования и указывать долю вторичного сырья, использованного при производстве товара. Следует указывать долю вторсырья, которое было использовано при производстве следующих товаров: – туалетная бумага, полотенца бумажные, платки носовые бумажные, скатерти бумажные, салфетки разного назначения; – покрытия из переработанных материалов, тротуарная плитка, бордюры, ограждения; – резиновая плитка, покрытия из резиновой крошки, мягкая кровля или иные гидроизоляционные материалы; – контейнеры и урны для мусора; – органические удобрения, почвогрунт и грунт, пригодный для технических целей. (Постановление Правительства РФ от 8 июля 2022 г. № 1224) Перерегистрация в ЕИС Все заказчики будут обязаны перерегистрироваться в ЕИС с указанием новых ролей пользователей: администратор, руководитель, уполномоченный специалист, главный бухгалтер. (Приказ Минфина от 10.12.2021 № 39н) Реестр контрактовВ сведениях об исполнении контракта в части приемки ТРУ федеральные заказчики будут обязаны указывать сумму требований об уплате неустоек (если в контракте указано условие об удержании неустойки из суммы оплаты). (подпункт “а” п.11 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 января 2022 г. № 60) |