Объем безнадзорной продукции на рынке стройматериалов достигает 30-40 трлн рублей
Ситуация с фальсификатом на рынке строительных материалов и изделий достигла таких объемов, что Минпромторг России готов рассмотреть вопрос о возвращении надзора за строительными материалами, который был отменен в июне 2021 года. В результате объем фальсификата на этом рынке измеряется суммами, равными 300 млрд рублей в год.
Контроль за оборотом строительных материалов, изделий и конструкций был отменен в связи принятием поправок в федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" (закон от 11.06.2021). В итоге этот рынок оказался полностью безнадзорным, а технические регламенты не могли защитить добросовестных производителей от пагубной деятельности мошенников. В итоге представители 15 отраслевых организаций стройиндустрии коллективно обратились в Общественную палату Российской Федерации и представили данные, согласно которым объем строительной продукции, обращение которой сейчас не контролируется, составляет 1,8 трлн рублей ежегодно. Совокупную стоимость фальсификата в этой области отраслевые ассоциации оценили в 314 млрд рублей за 2021 год. А в целом после изменения подходов в июне 2021 года продукция по 13 техническим регламентам полностью или частично оказалась не охвачена федеральным государственным надзором. Кроме того, президент России поручил до 1 сентября 2023 года рассмотреть возможность ввести риск-ориентированный государственный контроль за соблюдением обязательных требований технических регламентов на промышленную продукцию (опубликовано на сайте Кремля 6 июня). Итогом этого поручения стало заявление Минпромторга России о возможном возврате Росстандарту функций надзора за обращением промышленной продукции, в том числе строительных материалов. Но пока вопрос лишь обсуждается, а ситуация все больше накаляется. Так на что же жалуются и почему бьют в колокола производители стройматериалов? На площадке Агентства новостей «Строительный бизнес» при активной поддержке Ассоциации производителей трубопроводных систем был проведен заочный круглый стол, на котором руководителям отраслевых ассоциаций было предложено ответить на следующие вопросы: 1. В июне 2021 года был отменен госнадзор за соблюдением обязательных требований технических регламентов ЕАЭС и требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2021 г. № 2425. Ранее эти полномочия были у Росстандарта. Отметили ли Вы какие-то изменения на рынке стройматериалов за прошедшие 2 года в связи с этой отменой? Строители как-то контролируют качество поставляемой продукции на объекты строительства? 2. Отмечаете ли Вы на рынке рост доли продукции ненадлежащего качества после отмены госнадзора? Как бы вы оценили ее размер/долю (если отмечаете)? 3. Какие еще последствия отмены госнадзора помимо экономических Вы могли бы отметить? 4. Считаете ли Вы, что возвращение госнадзора будет положительным решением для отрасли производства строительных материалов? КОММЕНТАРИИ Дарья Мартынкина, исполнительный директор Союза производителей цемента (Союзцемент) - Вступление в силу Федерального закона от 11 июня 2021 года №170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» привело к тому, что прекращены полномочия Росстандарта по контролю за оборотом отдельных видов стройматериалов, том числе, цемента. Отсутствие госконтроля приводит к росту объема фальсифицированного цемента, что увеличивает риск причинения вреда жизни и здоровью граждан; потерям государственного бюджета от деятельности недобросовестных производителей продукции; утрате доли рынка добросовестными производителями. При обеспечении должного контроля и надзора решалась задача защиты российского рынка от фальсифицированной и контрафактной продукции. Так, например, введение обязательной сертификации в цементной промышленности позволило за 5 лет снизить оборот фальсификата на 8,54 млн тонн и за счет увеличения производства на российских заводах увеличить налоговые отчисления в бюджет на 5,34 млрд руб. В настоящее время договором ЕАЭС установлены принципы технического регулирования по осуществлению государственного контроля, КоАП РФ определено наказание за нарушение технических регламентов или обязательных требований к продукции. При всем при этом не определен государственный орган, уполномоченный привлечь к ответственности за нарушения обязательных требований. Необходимость наделения госоргана полномочиями по контролю и надзору за оборотом отдельных видов стройматериалов поддерживают Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, Минпромторг России, Минстрой России, Росстандарт. Однако возражает Минэкономразвития России. В ответ на подготовленный Минпромторгом России проект изменений в федеральный закон «О техническом регулировании» ведомство отвечает: «указанные ограничения позволяют снизить административную нагрузку на хозяйствующие субъекты». При этом цементный бизнес уже в течение 2,5 лет просит сохранить госконтроль. Такова позиция компаний, входящих в НО «СОЮЗЦЕМЕНТ», их совокупная доля на рынке ЕАЭС составляет 80%. Это более 50 цементных заводов. Снижение нагрузки на бизнес в цементной отрасли может быть выгодно только мошенникам, которые выпускают фальсификат и реализуют его на рынке. Игорь Прудников, генеральный директор Евразийской ассоциации рынка отопительных систем (ЕВРАРОС) - Изменения, к сожалению, стали заметны даже невооруженным глазом. В рамках мониторинга базы выданных обязательных сертификатов Федеральной службы по аккредитации и реализации программы «ЕВРАРОС: Народный Контроль» мы вынуждены констатировать, что на безнадзорном рынке доля фальсификата растет. За 2022 год мы оцениваем рост на 10-12% и похоже, что, если не принимать серьезных мер, этот темп будет нарастать.И это не только привычный нам импорт. Отдельные российские производители стали также, как и производители КНР «экономить» на металле, и на алюминии, и на стали. Строители, как и все предприниматели, встречаются добросовестные и не очень. Строители, дорожащие своим именем, стараются добровольно организовать входной контроль. Часто с целью проведения экспертиз обращаются к нам. В ряде регионов главы администраций понимают проблему и трезво оценивают необходимость борьбы с фальсификатом. Например, в Чувашии, где недавно вопрос противодействия распространению фальсификата строительных материалов серьезно обсуждался на заседании региональной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции под председательством Главы Республики. По итогам заседания принят ряд важных и конкретных решений, в том числе организация входного контроля на объектах строительства, осуществляемого за счёт бюджетных средств. К контрольным мероприятиям привлекаются профильные ассоциации, El комитет НОПСМ, ЕВРАРОС и другие. Последствия отмены госнадзора всегда экономические. К неэкономический можно отнести только, те которых точно не должно быть, это нанесение вреда жизни, здоровью и имуществу наших соотечественников. К сожалению, ежегодно, особенно в пусковой период и пиковые зимние нагрузки мы фиксируем такие случаи. Возвращение госнадзора однозначно будет положительным решением для отрасли производства строительных материалов. И говорить о госнадзоре нужно гораздо шире, чем просто вернуть полномочия Росстандарту на возможность проведения дорыночного контроля. В серьезном реформировании нуждается контроль за деятельностью органов по сертификации и испытательных лабораторий, который закреплен за Росаакредитацией. Также необходимо усилить контроль за предприятиями торговли со стороны Роспотребнадзора и контроль, о котором мы уже сегодня упоминали, входной контроль на объектах строительства и капитального ремонта. Нужна система непрерывного контроля, сочетающая в себе государственный и общественный контроль (надзор). Александр Квашнин, исполнительный директор Ассоциации производителей радиаторов отопления (АПРО) - Да, с отменой с 1 июля 2021 года государственного контроля и надзора для отечественных производителей отопительных приборов ситуация изменилась отнюдь не в лучшую сторону. Фактически это привело к снижению уровня самодисциплины у участников рынка, особенно, у импортеров. В результате, вновь начала расти доля импорта радиаторов отопления во внутреннем потреблении, наибольший рост отмечался в поставках алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления из Китая – по итогам 2022 года объем их импорта в Россию увеличился на 45-50% по сравнению с 2021 годом. При этом какой-либо входной рыночный контроль был утрачен. Росстандарт лишили этих функций, но не передали их какому-либо другому государственному органу. Соответственно, при поставках отопительных приборов на строительные объекты за их качеством и безопасностью могут проследить только строительные организации, но не все они это делают, некоторые из них в целях снижения затрат и максимизации прибыли «сквозь пальцы» смотрят на несоответствие отопительных приборов установленным требованиям стандартов. Также опасно то, что сейчас отопительные приборы в строительных магазинах для ремонта в больших объемах покупают и простые граждане, которые не могут квалифицированно отличить качественный отопительный прибор от отопительного прибора с фальсифицированными функциональными характеристиками. Экспертные оценки свидетельствуют, что рост доли отопительных приборов ненадлежащего качества имеет место и он значительный. Так, после введения обязательной сертификации радиаторов отопления и конвекторов в 2018 году, сопровождавшейся осуществлением государственного контроля и надзора, долю фальсификата на рынке удалось снизить с 20-30% до 3-4%. С отменой государственного контроля и надзора доля фальсификата на российском рынке отопительных приборов снова возросла – на этот раз пока до 15% (в три-четыре раза), но боюсь, что при отсутствии проверок и это не предел. Когда мы говорим о фальсификации характеристик тепловой мощности отопительного прибора здесь, действительно, речь в основном идет об экономических потерях. Но отсутствие контроля и надзора уже приводит к появлению на рынке отопительных приборов с недостаточной толщиной внешней стенки, а также не соответствующих требованиям стандартов по параметрам герметичности и статической прочности. А это уже прямой риск жизни и здоровью людей от ожоговых травм, имеющих место в случаях разрыва радиаторов при перепадах давления в теплосетях. Безусловно, мы исходим из того, что возвращение в том или ином виде мероприятий государственного контроля и надзора необходимо. Их проведение позволит восстановить порядок на российском рынке отопительных приборов и обеспечить баланс интересов государства, отечественных производителей и потребителей – граждан нашей страны. Владислав Ткаченко, генеральный директор Ассоциация производителей трубопроводных систем (АПТС) - По данными АПТС объем незаконного оборота фальсифицированной трубной продукции за 2022 год составил 30 % от общего годового объема потребления. Ущерб для отрасли составил 27,88 млрд рублей. Мы регулярно проводим лабораторные испытания образцов трубной продукции, поставляемой ресурсоснабжающим организациям по всей стране, в том числе в рамках нацпроектов и федеральных программ. При выявлении фальсификата только сам заказчик может предпринять действия для недопущения использования такой продукции, никаких законодательных мер воздействия на поставщика и производителя сейчас нет. Отметим, что применение фальсифицированной трубной продукции – это проблемы при монтаже, при эксплуатации (сплющивание и аварии), дополнительные затраты на последующую замену труб. Во внутридомовых системах – это всегда риск для жизни, здоровья, имущества людей в случае аварий на трубах горячего водоснабжения и отопления. В настоящее время надзор за продукцией в обороте не осуществляется (полностью или частично) по 13 техрегламентам и Постановлению Правительства №2425. По оценкам отраслевых ассоциаций объем оборота только строительной продукции (которая подпадала под обязательные требования безопасности – ПП 2425 или ТР), в отношении которой не осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, составляет более 1,8 трлн. руб. При этом объем продукции, не соответствующей обязательным нормативно-техническим требованиям, составляет порядка 314 млрд. руб. (данные за 2021 г.). Совместно с профильными ассоциациями мы посчитали предполагаемый объем продукции в обороте, не соответствующей требованиям, за 2022 год. Получилась сумма 369 305 847 605 рублей. Отметим, что это только продукция в обороте: - по ТР ТС 004/2011 Низковольтное оборудование, реализуемое не для нужд потребителей, в т.ч. кабели и провода, - ТР ЕАЭС 042/2017 Оборудования для детских игровых площадок (резиновые покрытия) - ПП 982/ПП 2425 (трубы и детали трубопроводов из термопластов, цемент, радиаторы отопления и конвекторы отопительные, кабели силовые для нестанционарной прокладки, кабели силовые для нестационарной прокладки на напряжение свыше 1 кВ, теплоизоляционные материалы, смеси и растворы строительные, лакокрасочные материалы, посуда хозяйственная из листового алюминия (кроме посуды для детей и подростков), - Подшипники качения, - Горно-шахтное оборудование. Что же касается в целом объема продукции, оставленной без надзора (13 ТР и ПП 2425), то это порядка 30 - 40 трлн. рублей. Последствия отмены государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов в части трубной продукции (помимо экономического ущерба): - невозможность обращения в надзорные органы, - невозможность ведения учета, статистики и аналитики, - отсутствие мотивации соблюдения производителями обязательных требований безопасности, - увеличение доли фальсификата и контрафакта. Ожидаемые последствия отмены государственного надзора: - недобросовестная конкуренция, снижение инвестирования в основные средства, исследования и испытания, деградация отрасли, - потери доли рынка российскими производителями, - потери бюджета, - невосстановимые потери компетенций органов надзора. Восстановление государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к продукции 13 технических регламентов и включенной в Единый перечень, поддерживается Минпромторгом России, Минстроем России, Росстандартом, иными федеральными и региональными органами исполнительной власти, ответственными за реальный сектор экономики, а также подавляющим большинством отраслевых и межотраслевых объединений производителей промышленной продукции. Этот вопрос неоднократно поднимался и обсуждался предпринимательским сообществом на площадках различных органов исполнительной власти, прорабатывался Минпромторгом России в Правительстве РФ и Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Был дан ряд поручений Правительства РФ по вопросу нормативного закрепления восстановления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (хронология событий представлена в приложении). Между тем, несмотря на указанные обстоятельства, а также наличие правовых оснований в части ст. 32 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» до настоящего времени полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзор) за соблюдением требований технических регламентов не обладает ни один федеральный или региональный орган государственной власти. Подготовленный Минпромторгом России в установленном порядке проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» в целях восстановления контрольно-надзорных полномочий Росстандарта не получил поддержки. Однако сейчас Минпромторг снова поднимает вопрос возвращения Росстандарту полномочий по осуществлению госнадзора. Надеемся, что вопрос будет решен в ближайшее время. |