Сколько долларов в каждом мешке с цементом?
Уже традиционными стали разговоры про импортозамещение в отрасли. И, с одной стороны, цены на строительные ресурсы растут, с другой – регионы заявляют об отсутствии нехватки материалов. Но отрицать надвигающиеся проблемы с техникой нельзя.
29 ноября в Совете Федерации состоялся круглый стол, посвященный импортозамещению строительных материалов и оборудования для их производства на территории страны. Провел мероприятие первый заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Владимир Городецкий. Участие в нем приняли сенаторы, представители Счетной палаты РФ, ТПП РФ, Минстроя России, Минпромторга России, НОСТРОЙ, а также субъектов и экспертного сообщества. Как отметил Владимир Городецкий, внешнеторговые ограничения повлияли на удорожание стройматериалов. Так, по данным мониторинга, с января по ноябрь текущего года рост цен по всем строительным ресурсам составил в среднем 14,7%. Значительнее всего повысились цены на арматурную сталь, битум и цемент. Раньше большая часть стройматериалов поставлялась из стран Европы, теперь же добыча и производство этих материалов активно развивается на территории России, а также закупается в Китае. Связанные с этим перестройка логистических путей, рост цен на железнодорожные перевозки толкают цены на стройматериалы вверх. При этом цены на продукцию увеличили также и производители, чьи товары производятся из сырья, которое добывается в России, по принципу «все побежали, и я побежал». А нового скачка цен на стройматериалы сенатор ожидает в апреле 2024 г. Как заметила аудитор Счетной палаты РФ Наталья Трунова, зависимость от импорта в части стройматериалов небольшая. Однако есть нюансы в части сырья и комплектующих для производства стройматериалов – она уже пыталась обратить на это явление внимание ФАС, но попытки оказались тщетными. На отправленные запросы были получены отписки, связанные с нерегулируемостью рынка и отсутствием монопольного сговора. Хотя, как подчеркнула аудитор, всем понятно, что цены на часть материалов повышались, мягко говоря, необоснованно. Налицо некое коллективное явление, когда все друг за другом начинают повышать цены. А, по словам директора Департамента металлургии и материалов Минпромторга РФ Ивана Маркова, сегодня рост цен на стройматериалы соответствует промышленной инфляции, в то время как недавний скачок стоимости арматуры был связан с переделом рынка. И сейчас отрабатывается практика по выводу арматуры на биржу. Кроме того, в настоящее время стоит задача по увеличению объема отечественных стройматериалов и наращиванию производственных мощностей: важно уйти от импортной зависимости, обеспечить нормальные цены и конкурентоспособность этих материалов. Владимир Городецкий отметил, что цены на стройматериалы традиционно повышаются в сезон строительных и дорожных работ, особенно на те, в составе которых есть сырье иностранного производства. И об этом говорят многие регионы: именно из субъектов поступают предложения о том, чтобы ввести регулирование стоимости материалов и их доставки на время строительного сезона. В частности, как заявил директор Департамента ценообразования и ресурсного обеспечения строительства Минстроя РФ Александр Вилков, в производстве стройматериалов остро нуждается Дальний Восток. Так, ведомство совместно с Минпромторгом РФ проработало по федеральным округам потребности в ресурсах. Были определены критические позиции, по которым возможны случаи превышения спроса и мощности предприятий, обеспечивающих выпуск обозначенных продуктов. И Дальневосточный федеральный округ имеет нулевые позиции, логистика на Дальний Восток весьма и весьма напряжена, пропускная способность железных дорог загружена на максимальную мощность. Поэтому здесь остро стоит необходимость строительства ряда предприятий. Так, местную стройиндустрию образуют 667 производителей, в то время как в ЦФО – 2,3 тыс., ПФО – 3 тыс., СФО – 1,5 тыс. Проблемные позиции дальневосточного региона видны по запасам производственных мощностей в области труб и изделий для стальных трубопроводов, песка, кирпича, рулонных и кровельных материалов. Зависимость от импорта Что касается доли импорта строительных материалов и оборудования, то она варьируется в зависимости от типа объектов строительства. Так, для объектов массового жилищного строительства она составляет 4%, для социальных объектов – почти 6%, для инженерных сооружений – 12%. А наибольшая зависимость от импорта наблюдается по инженерному оборудованию и дорожно-строительной технике, хотя она снижается и в данный момент достигла 50%. Кроме того, пока существует и зависимость от зарубежного оборудования, на котором производятся строительные материалы. В то же время производство строительной продукции в стране растет и достигает высокого уровня локализации. Так, более 60 регионов сообщили об отсутствии проблем, связанных с дефицитом строительных ресурсов: по базовым стройматериалам рынок полностью обеспечен российской продукцией: это бетон, рудные материалы, стекло и ряд других. Сегодня по таким материалам российское производство закрыто почти на 95%. Также налажена поставка из ряда дружественных стран. Достичь таких результатов удалось благодаря «промышленной ипотеке», льготным ипотечным программам Фонда развития промышленности, упрощением вывода строительных материалов на внутренний рынок, а также предоставляемым Правительством РФ субсидиям отечественным организациям на реализацию инвестпроектов по производству приоритетной строительной продукции и на НИОКР. Также подобрать аналоги продукции иностранного производства на территории России или дружественных государств с учетом их географического местонахождения помогает разработанный Национальным объединением строителей цифровой Каталог импортозамещающих строительных материалов и оборудования, в котором находится 3,8 тыс. позиций, из них 3,6 тыс. – с подобранными аналогами. И, как заметил Владимир Городецкий, важно, чтобы регионы проводили работу с производителями и информировали их о создании такого реестра для необходимости участия в его исполнении. Кроме того, необходимо и дальше оказывать поддержку отечественным производителям строительной продукции, инновационных образцов техники и материалов, разработчикам ПО. Речь идет о предоставлении дополнительных льгот для импортозамещающих производств, включая снижение фискальной нагрузки, а также о стимулировании спроса на отечественную продукцию. Но увеличивая объемы импортозамещения, необходимо следить за качеством материалов. Для этого необходимо разработать план мероприятий по развитию производства стройматериалов и машинного оборудования, в частности, тех, аналоги которых отсутствуют на территории страны. Также нужно определить приоритеты в локализации этих производств. Как сообщил Александр Вилков, Минстрой планирует добавить критерий добросовестности в реестр поставщиков стройматериалов. Сейчас также прорабатывается вопрос маркировки строительных ресурсов, включенных в реестр, и начнут с пластиковых труб. Также ведомство совместно с Главгосэкспертизой России, Министерством транспорта РФ и НОСТРОЙ проводит еженедельный мониторинг ценообразующих ресурсов в отрасли. Динамика показала, что в 2023 году значительно улучшилась ситуация с рядом ресурсов. Так, арматурная сталь подешевела на 2,6%. Стоимость кабеля упала на 1%, стальных труб – на 0,6%, кровельных материалов – на 0,4%, труб ПЭ – на 0,15% и битума – на 0,12%. Варианты решения проблем В целом участники круглого стола сошлись во мнении, что для решения проблем необходимо создать отечественную базу станкостроения и производства промышленных компонентов. Это требует продуманной системы государственной поддержки. В то же время не стоит забывать, что наиболее современная и качественная техника появилась в России около трех лет назад, при этом рассчитана она в среднем на 5 лет. И как заявил Президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков, уже через год-полтора в стране будет ощущаться резкая ее нехватка. Причем собственной техникой Россия может обеспечить лишь от 5 до 20% производства в зависимости от ее типа, а остальные 80-95% необходимо приобретать. В этой ситуации самым лучшим вариантом могла бы стать локализация производств дружественных стран на территории России. Это позволит стабилизировать рынок и обезопасить стройкомплекс от дальнейших изменений. И первые шаги в установлении таких партнерских отношений уже сделаны. Так, во время недавнего рабочего визита делегации Минстроя России в КНР были подписаны соглашения, в том числе о выходе на российский рынок и локализации части производств строительной техники на территории России. По словам Антона Глушкова, это правильное стратегическое решение, потому что самостоятельно в сжатые сроки с этой задачей России не справиться. Вторит ему и председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере строительства Ефим Басин. По его мнению, в России за 2-3 года необходимо наладить собственное производство станков, т.к. у большей части строительной техники и станков в стране заканчивается срок службы, а подавляющее число промышленных агрегатов были произведены на Западе и работают на импортных комплектующих. Он подчеркнул, что практически вся современная индустрия строительных материалов в России создана за последние 15-20 лет западными производителями, а советское машиностроение и средства производства ушли в утиль из-за низкого спроса в 90-е годы. Поэтому необходимы системные решения для налаживания собственного производства станков и другого оборудования, а также подготовки соответствующих кадров. И на это есть не более трех лет. Говоря о других узких местах импортозамещения, Антон Глушков отметил необходимость продления возможности пересмотра твердой цены контракта. В частности, как это было в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1315. Другим вариантом может стать введение альтернативного механизма, т.к. применение индекса-дефлятора не способно в полной мере компенсировать строителям затраты, понесенные при возведении объекта, в связи с ростом цен на стройматериалы. А пока нет продления распоряжения Правительства РФ № 292, предусматривавшего выделение средств из резервного фонда, стоит рассмотреть для регионов возможность в случае необходимости расходовать средства от будущих объектов на увеличение стоимости строящихся, с чем согласны в Счетной палате РФ. Наконец, необходимо уделить особое внимание случаям неоправданного завышения цен на строительную продукцию и явным ценовым сговорам в регионах. Эта тенденция замечена как на рынке производства арматуры, так и на рынке производства цемента. Антон Глушков сообщил, что НОСТРОЙ направляет в ФАС большое количество писем, однако рынки стройматериалов в некоторых регионах не подлежат ее контролю. Так, рынок по производству цемента во многих регионах не может считаться ни монопольным, ни олигопольным. Иоланта Вольф Этот материал опубликован в ноябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: https://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2023_god_12_2023_pc.pdf |